Изучение способности детей 3–5 лет формировать понятия разной степени сложности в возрастном и неврологическом аспектах
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1270-2021-2-4-426-442Ключевые слова:
дети дошкольного возраста, формирование эмпирических понятий, суждение по аналогии, легкая неврологическая дисфункция, индуктивная и дедуктивная функции рассудкаАннотация
Способность выявлять общие признаки объектов и отношений между ними, а также воспринимать относительное сходство в разных ситуациях обеспечивает ребенку возможность быстро осваивать новый материал. Развитие этих навыков в дошкольном возрасте до конца не изучено. В частности, не изучено развитие способностей детей 3–5 лет к выработке относительных понятий на основе одного и нескольких признаков предметов, а также их способность действовать по аналогии вне зависимости от базы знаний. Кроме того, интерес представляет влияние легких неврологических нарушений на формирование указанных способностей. Цель исследования — изучить способности детей 3–5 лет к самостоятельному формированию понятий на основе отношений между объектами и оценить влияние следующих факторов: 1) количество признаков (один/два признака); 2) возраст ребенка: 3–4 и 4–5 лет; 3) неврологический профиль участников. Установлено, что количество признаков, которые необходимо было учесть для успешного выявления отношений между объектами, значимо влияло на скорость выработки понятия и способность к суждению по аналогии. Для детей 3–5 лет понятия на основе двух признаков оказались сложнее в сравнении с понятиями на основе одного признака. Параллельное стандартизированное неврологическое обследование разделило участников исследования в соотношении 3:2:1 по степени выраженности легкой неврологической дисфункции (ЛНД): без ЛНД, ЛНД-1, ЛНД-2. При анализе длительности формирования понятий и способности к суждению по аналогии у детей 3–5 лет возрастной аспект (3–4 года vs. 4–5 лет) не выявлен, однако проявилась тенденция к влиянию степени ЛНД на способность к формированию более сложных понятий на основе двух признаков. Таким образом, изучение когнитивных функций в возрасте 3–5 лет с параллельным детальным стандартизированным неврологическим обследованием позволяет прогнозировать возможные когнитивные и поведенческие девиации в более старшем возрасте.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Безруких, М. М. (2014) Развитие мозга и познавательное развитие детей дошкольного возраста. Известия Российской академии образования, № 4 (32), с. 107–113.
Выготский, Л. С., Лурия, А. Р. (1993) Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 224 с.
Голубева, И. Ю., Кузнецова, Т. Г., Тихонравов, Д. Л. (2020) Особенности формирования признак-специфичных понятий у макак резусов и детей дошкольного возраста. В кн.: Интегративная физиология: Всероссийская конференция с международным участием, посвященная 95-летию Института физиологии им. И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербург (9–11 декабря 2020 г.). Тезисы докладов. СПб.: Ин-т физиологии им. И. П. Павлова РАН, с. 216.
Заваденко, Н. Н. (2009) Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей. М.: Экcмо-Пресс, 104 с.
Кузнецова, Т. Г., Голубева, И. Ю. (2014) Сравнительный анализ выбора по образцу у приматов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология, Социология, Педагогика, № 2, с. 109–118.
Кузнецова, Т. Г., Родина, Е. А. (2016) Психофизиология образования дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 155 с.
Пальчик, А. Б. (2007) Введение в неврологию развития. СПб.: КОСТА, 367 с.
Пальчик, А. Б., Пашков, А. Ю., Петрова, Н. А. и др. (2021) Легкая неврологическая дисфункция как возможный маркер когнитивных и поведенческих расстройств у детей. Специальное образование, №1 (61), с. 167–179. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_01_13
Теплюк, С. Н. (2010) Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 144 с.
Ashby, F. G, O’Brien, J. B. (2005) Category learning and multiple memory systems. Trends in Cognitive Sciences, vol. 9, no. 2, pp. 83–89. https://doi.org/10.1016/j.tics.2004.12.003
Batstra, L., Neeleman, J., Hadders-Algra, M. (2003) The neurology of learning and behavioral problems in pre-adolescent children. Acta Psychiatrica Scandinavica, vol. 108, no. 2, pp. 92–100. https://doi.org/10.1034/j.1600-0447.2003.00127.x
Caravale, B., Mirante, N., Vagnoni, C., Vicari, S. (2012) Change in cognitive abilities over time during preschool age in low risk preterm children. Early Human Development, vol. 88, no. 6, pp. 363–367. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2011.09.011
Christie, S. (2021) Learning sameness: Object and relational similarity across species. Current Opinion in Behavioral Sciences, vol. 37, pp. 41–46. https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2020.06.010
Gentner, D., Hoyos, C. (2017) Analogy and abstraction. Topics in Cognitive Science, vol. 9, no. 3, pp. 672–693. https://doi.org/10.1111/tops.12278
Graham, S. A., Namy, L. L., Gentner, D., Meagher, K. (2010) The role of comparison in preschoolers’ novel object categorization. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 107, no. 3, pp. 280–290. http://dx.doi.org/10.1016/j.jecp.2010.04.017
Hadders-Algra, M. (2010) The neurological examination of the child with minor neurological dysfunction. 3rd ed. London: Mac Keith Press, 148 p.
Hochmann, J-R., Tuerk, A. S., Sanborn, S. et al. (2017) Children’s representation of abstract relations in relational/ array match-to-sample tasks. Cognitive Psychology, vol. 99, pp. 17–43. https://doi.org/10.1016/j.cogpsych.2017.11.001
Murphy, A. N., Zheng, Y., Shivaram, A. et al. (2021) Bias and sensitivity to task constraints in spontaneous relational attention. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 202, article 104981. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2020.104981
Peters, L. H. J., Maathuis, C. G. B., Hadders-Algra, M. (2011) Limited motor performance and minor neurological dysfunction at school age. Acta Paediatrica, vol. 100, no. 2, pp. 271–278. https://doi.org/10.1111/j.1651-2227.2010.01998.x
Punt, M., De Jong, M., De Groot, E., Hadders-Algra, M. (2010) Minor neurological dysfunction in children with dyslexia. Developmental Medicine and Child Neurology, vol. 52, no. 12, pp. 1127–1132. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2010.03712.x
Richland, L. E., Morrison, R. G., Holyoak, K. J. (2006) Children’s development of analogical reasoning: Insights from scene analogy problems. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 94, no. 3, pp. 249–273. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2006.02.002
Richland, L. E., Simms, N. (2015) Analogy, higher order thinking, and education. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science, vol. 6, no. 2, pp. 177–192. https://doi.org/10.1002/wcs.1336
Soorani-Lunsing, R. J., Hadders-Algra, M., Olinga, A. A. et al. (1993) Is minor neurological dysfunction at 12 years related to behaviour and cognition? Developmental Medicine and Child Neurology, vol. 35, no. 4, pp. 321–330. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.1993.tb11644.x
Tanabe, M. K., Whitaker, A. M., O’Callaghan, E.T. et al. (2014) Intellectual ability as a predictor of performance on the Wisconsin card-sorting test. Applied Neuropsychology: Child, vol. 3, no. 4, pp. 275–283. https://doi.org/10.10 80/21622965.2012.757700
Thibaut, J. P., French, R., Vezneva, M. (2010) The development of analogy making in children: Cognitive load and executive functions. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 106, no. 1, pp. 1–19. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2010.01.001
Tikhonravov, D. L., Dubrovskaya, N. M., Zhuravin, I. A. (2018) The notions of size and shape in old world monkeys (Macaca mullata): A comparative analysis of the formation process. Journal of Evolutionary Biochemistry and Physiology, vol. 54, no. 3, pp. 234–241. https://doi.org/10.1134/s0022093018030080
Touwen, B. C. L. (1979) Examination of the child with minor neurological dysfunction. 2nd ed. London: Heinemann Publ., pp. 56–70.
Walker, C. M., Bridgers, S., Gopnik, A. (2016) The early emergence and puzzling decline of relational reasoning: Effects of knowledge and search on inferring abstract concepts. Cognition, vol. 156, pp. 30–40. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2016.07.008
Xu, F., Cote, M., Baker, A. (2005) Labeling guides object individuation in 12-month-old infants. Psychological Science, vol. 16, no. 5, pp. 372–377. https://doi.org/10.1111/j.0956-7976.2005.01543.x
Zakrzewski, A. C., Church, B. A., Smith, J. D. (2018) The transfer of category knowledge by macaques (Macaca mulatta) and humans (Homo sapiens). Journal of Comparative Psychology, vol. 132, no. 1, pp. 58–74. https://doi.org/10.1037/com0000095
REFERENCES
Ashby, F. G, O’Brien, J. B. (2005) Category learning and multiple memory systems. Trends in Cognitive Sciences, vol. 9, no. 2, pp. 83–89. https://doi.org/10.1016/j.tics.2004.12.003 (In English)
Batstra, L., Neeleman, J., Hadders-Algra, M. (2003) The neurology of learning and behavioral problems in pre-adolescent children. Acta Psychiatrica Scanddinavica, vol. 108, no. 2, pp. 92–100. https://doi.org/10.1034/j.1600-0447.2003.00127.x (In English)
Bezrukikh, M. M. (2014) Razvitie mozga i poznavatel’noe razvitie detej doshkol’nogo vozrasta [Neurodevelopment and cognitive development of preschool-age children]. Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya — Izvestia of the Russian Academy of Education, no. 4 (32), pp. 107–113. (In Russian)
Caravale, B., Mirante, N., Vagnoni, C., Vicari, S. (2012) Change in cognitive abilities over time during preschool age in low risk preterm children. Early Human Development, vol. 88, no. 6, pp. 363–367. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2011.09.011 (In English)
Christie, S. (2021) Learning sameness: Object and relational similarity across species. Current Opinion in Behavioral Sciences, vol. 37, pp. 41–46. https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2020.06.010 (In English)
Gentner, D., Hoyos, C. (2017) Analogy and abstraction. Topics in Cognitive Science, vol. 9, no. 3, pp. 672–693. https://doi.org/10.1111/tops.12278 (In English)
Golubeva, I. Yu., Kuznetsova, T. G., Tikhonravov, D. L. (2020) Osobennosti formirovaniya priznak-spetsifichnykh ponyatij u makak rezusov i detej doshkol’nogo vozrasta [Peculiatities of the formation of feature-specific concepts in rhesus macaques and preschool children]. In: Integrativnaya fiziologiya: Vserossijskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennaya 95-letiyu Instituta fiziologii im. I. P. Pavlova RAN, Sankt- Peterburg (9–11 dekabrya 2020 g.). Tezisy dokladov [Integrative Physiology: All-Russian conference with international participation, dedicated to the 95th anniversary of Pavlov Institute of Physiology of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg (9–11 December, 2020). Abstracts]. Saint Petersburg: Pavlov Institute of Physiology of the Russian Academy of Sciences Publ., p. 216. (In Russian)
Graham, S. A., Namy, L. L., Gentner, D., Meagher, K. (2010) The role of comparison in preschoolers’ novel object categorization. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 107, no. 3, pp. 280–290. http://dx.doi.org/10.1016/j.jecp.2010.04.017 (In English)
Hadders-Algra, M. (2010) The neurological examination of the child with minor neurological dysfunction. 3rd ed. London: Mac Keith Press, 148 p. (In English)
Hochmann, J-R., Tuerk, A. S., Sanborn, S. et al. (2017) Children’s representation of abstract relations in relational/ array match-to-sample tasks. Cognitive Psychology, vol. 99, pp. 17–43. https://doi.org/10.1016/j.cogpsych.2017.11.001 (In English)
Kuznetsova, T. G., Golubeva, I. Yu. (2014) Sravnitel’nyj analiz vybora po obraztsu u primatov [Comparative analysis of matching-to-sample results among primates]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psihologiya. Sotsiologiya. Pedagogika — Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, no. 2, pp. 109–118. (In Russian)
Kuznetsova, T. G., Rodina, E. A. (2016) Psikhofiziologiya obrazovaniya doshkol’nikov [Psychophysiology of preschool education]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., 155 p. (In Russian)
Murphy, A. N., Zheng, Y., Shivaram, A. et al. (2021) Bias and sensitivity to task constraints in spontaneous relational attention. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 202, article 104981. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2020.104981 (In English)
Palchik, A. B. (2007) Vvedenie v nevrologiyu razvitiya [Introduction to developmental neuroscience]. Saint Petersburg: KOSTA Publ., 367 p. (In Russian)
Palchik, A. B., Pashkov, A. Yu., Petrova, N. A. et al. (2021) Legkaya nevrologicheskaya disfunktsiya kak vozmozhnyj marker kognitivnykh i povedencheskikh rasstrojstv u detej [Mild neurological dysfunction as a marker of cognitive and behavioral disorders in children]. Spetsial’noe obrazovanie — Special Education, no. 1 (61), pp. 167–179. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_01_13 (In Russian)
Peters, L. H. J., Maathuis, C. G. B., Hadders-Algra, M. (2011) Limited motor performance and minor neurological dysfunction at school age. Acta Paediatrica, vol. 100, no. 2, pp. 271–278. https://doi.org/10.1111/j.1651-2227.2010.01998.x (In English)
Punt, M., De Jong, M., De Groot, E., Hadders-Algra, M. (2010) Minor neurological dysfunction in children with dyslexia. Developmental Medicine and Child Neurology, vol. 52, no. 12, pp. 1127–1132. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2010.03712.x (In English)
Richland, L. E., Morrison, R. G., Holyoak, K. J. (2006) Children’s development of analogical reasoning: Insights from scene analogy problems. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 94, no. 3, pp. 249–273. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2006.02.002 (In English)
Richland, L. E., Simms, N. (2015) Analogy, higher order thinking, and education. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science, vol. 6, no. 2, pp. 177–192. https://doi.org/10.1002/wcs.1336 (In English)
Soorani-Lunsing, R. J., Hadders-Algra, M., Olinga, A. A. et al. (1993) Is minor neurological dysfunction at 12 years related to behaviour and cognition? Developmental Medicine and Child Neurology, vol. 35, no. 4, pp. 321–330. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.1993.tb11644.x (In English)
Tanabe, M. K., Whitaker, A. M., O’Callaghan, E.T. et al. (2014) Intellectual ability as a predictor of performance on the Wisconsin card-sorting test. Applied Neuropsychology: Child, vol. 3, no. 4, pp. 275–283. https://doi.org/10.1080/21622965.2012.757700 (In English)
Teplyuk, S. N. (2010) Aktual’nye problemy razvitiya i vospitaniya detej ot rozhdeniya do trekh let: posobie dlya pedagogov doshkol’nykh uchrezhdenij [Actual problems of development and education of children from birth to three years: A guide for preschool teachers]. Moscow: Mozaika-Sintez Publ., 144 p. (In Russian)
Thibaut, J. P., French, R., Vezneva, M. (2010) The development of analogy making in children: Cognitive load and executive functions. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 106, no. 1, pp. 1–19. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2010.01.001 (In English)
Tikhonravov, D. L., Dubrovskaya, N. M., Zhuravin, I. A. (2018) The notions of size and shape in old world monkeys (Macaca mullata): A comparative analysis of the formation process. Journal of Evolutionary Biochemistry and Physiology, vol. 54, no. 3, pp. 234–241. https://doi.org/10.1134/s0022093018030080 (In English)
Towen, B. C. L. (1979) Examination of the child with minor neurological dysfunction. 2nd ed. London: Heinemann Publ., pp. 56–70. (In English)
Vygotskij, L. S., Luriya, A. R. (1993) Etyudy po istorii povedeniya: Obez’yana. Primitiv. Rebenok [Studies in the history of behavior: Ape. Primitive. Child]. Moscow: Pedagogika-Press Publ., 224 p. (In Russian)
Walker, C. M., Bridgers, S., Gopnik, A. (2016) The early emergence and puzzling decline of relational reasoning: Effects of knowledge and search on inferring abstract concepts. Cognition, vol. 156, pp. 30–40. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2016.07.008 (In English)
Xu, F., Cote, M., Baker, A. (2005) Labeling guides object individuation in 12-month-old infants. Psychological Science, vol. 16, no. 5, pp. 372–377. https://doi.org/10.1111/j.0956-7976.2005.01543.x (In English)
Zakrzewski, A. C., Church, B. A., Smith, J. D. (2018) The transfer of category knowledge by macaques (Macaca mulatta) and humans (Homo sapiens). Journal of Comparative Psychology, vol. 132, no. 1, pp. 58–74. https://doi.org/10.1037/com0000095 (In English)
Zavadenko, N. N. (2009) Faktory riska dlya formirovaniya defitsita vnimaniya i giperaktivnosti u detej [Risk factors for the formation of attention deficit hyperactivity disorder in children]. Moscow: Eksmo-Press Publ., 104 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Инна Юрьевна Голубева, Дмитрий Леонидович Тихонравов, Александр Бейнусович Пальчик, Тамара Георгиевна Кузнецова, Константин Владимирович Пахомов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.