Формирование эмпирических понятий у приматов разных таксономических групп

Авторы

  • Инна Юрьевна Голубева Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН https://orcid.org/0000-0003-3698-9036
  • Дмитрий Леонидович Тихонравов Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова Минздрава России; Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН https://orcid.org/0000-0002-8770-7118

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1270-2022-3-1-89-99

Ключевые слова:

нечеловеческие приматы, дети дошкольного возраста, формирование эмпирических понятий, суждение по аналогии, индуктивная функция рассудка, дедуктивная функция рассудка

Аннотация

В литературе показаны разные принципы организации категорий у приматов, однако нет сравнительных данных относительно скорости формирования понятий и способности к суждению по аналогии у приматов разных таксономических групп. Цель работы — сравнительное исследование скорости формирования эмпирических понятий у полуобезьян (кошачьи лемуры), низших обезьян (макаки-резусы), малых антропоидов (белорукие гиббоны) и детей 4–5 лет и их способности к суждению по аналогии при формировании понятий. Исследование с нечеловеческими приматами проводили в жилых вольерах в условиях свободного доступа к выполнению задачи. Для детей методика адаптирована в виде игровой ситуации. У испытуемых формировали понятия с одним или двумя существенными признаками в условиях поиска подкрепляемого стимула среди одновременно предъявляемых четырех объектов. Установлено, что количество признаков не влияло на скорость обучения лемуров и макак, но было значимым для гиббонов и детей, что может быть связано с использованием разных стратегий обучения. Дети быстрее остальных участников формировали понятия на основе одного признака, т. к. могли действовать по аналогии при выполнении разных условий одной задачи, но теряли это преимущество при формировании понятия на основе двух признаков. Гиббоны испытывали трудности в ситуации переобучения, если требовался тормозный контроль ранее сформированных понятий. В условиях группового содержания и свободного доступа к выполнению задачи у лемуров и макак работали взрослые доминантные особи, а у гиббонов — только молодые животные. Применяемый подход позволил оценить способность на основании отдельных фактов сделать вывод об общих свойствах подкрепляемых объектов (индуктивная форма мышления) и на основании понимания правила в одном условии задачи сделать вывод в остальных условиях по аналогии (дедуктивная форма мышления) у полуобезьян, низших обезьян, малых антропоидов и ребенка в сравнительном аспекте.

Библиографические ссылки

Alekseev, A. A., Rupchev, G. E. (2010) Ponyatie ob ispolnitel’nykh funktsiyakh v psikhologicheskikh issledovaniyakh: Perspektivy i protivorechiya [The notion of executive functions in psychological studies: Perspectives and contradictions]. Psihologicheskie issledovaniya: elektronnyj nauchnyj zhurnal, vol. 3, no. 12. [Online]. Available at: https://doi.org/10.54359/ps.v3i12.903 (accessed 18.01.2022). (In Russian)

Ashby, F. G, O’Brien, J. B. (2005) Category learning and multiple memory systems. Trends in Cognitive Sciences, vol. 9, no. 2, pp. 83–89. https://doi.org/10.1016/j.tics.2004.12.003 (In English)

Chuprov, L. F. (2013) Psikhodiagnosticheskij nabor dlya issledovaniya intellektual’noj nedostatochnosti u detej mladshego shkol’nogo vozrasta (kratkoe prakticheskoe posobie dlya psikhologov po ispol’zovaniyu diagnosticheskoj batarei) [Diagnostic kit for study of mental deficiency in children of primary school age (a brief practical guide for psychologists on the use of diagnostic battery)]. PEM: Psychology. Educology. Medicine, no. 1–2, pp. 108–163. (In Russian)

Couchman, J. J., Coutinho, M. V. C., Smith, J. D. (2010) Rules and resemblance: Their changing balance in the category learning of humans (Homo sapiens) and monkeys (Macaca mulatta). Journal of Experimental Psychology- Animal Behavior Processes, vol. 36, no. 2, pp. 172–183. https://doi.org/10.1037/a0016748 (In English)

Cunningham, C. L., Anderson, J. R., Mootnick, A. R. (2006) Object manipulation to obtain a food reward in hoolock gibbons, Bunopithecus hoolock. Animal Behaviour, vol. 71, no. 3, pp. 621–629. https://doi.org/10.1016/j.anbehav.2005.05.013. (In English)

Cunningham, C., Mootnick, A. (2009) Gibbons. Current Biology, vol. 19, no. 14, pp. R543–R544. https://doi.org/10.1016/j.cub.2009.05.013 (In English)

De Lillo, C., Spinozzi, G., Truppa, V., Naylor, D. M. (2005) A comparative analysis of global and local processing of hierarchical visual stimuli in young children (Homo sapiens) and monkeys (Cebus apella). Journal of Comparative Psychology, vol. 119, no. 2, pp. 155–165. https://doi.org/10.1037/0735-7036.119.2.155 (In English)

Fagot, J., Maugard, A. (2013) Analogical reasoning in baboons (Papio papio): Flexible reencoding of the source relation depending on the target relation. Learning and Behavior, vol. 41, pp. 229–237. https://doi.org/10.3758/s13420-012-0101-7 (In English)

Fuster, J. (2006) The cognit: A network model of cortical representation. International Journal of Psychophysiology, vol. 60, no. 2, pp. 125–132. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2005.12.015 (In English)

Gentner, D., Hoyos, C. (2017) Analogy and abstraction. Topics in Cognitive Science, vol. 9, no. 3, pp. 672–693. https://doi.org/10.1111/tops.12278 (In English)

Katz, J. S., Wright, A. A. (2021) Issues in the comparative cognition of same/different abstract-concept learning. Current Opinion in Behavioral Sciences, vol. 37, pp. 29–34. https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2020.06.009 (In English)

Katz, J. S., Wright, A. A., Bachevalier, J. (2002) Mechanisms of same/different abstract-concept learning by rhesus monkeys (Macaca mulatta). Journal of Experimental Psychology-Animal Behavior Processes, vol. 28, no. 4, pp. 358–368. https://doi.org/10.1037/0097-7403.28.4.358 (In English)

Luria, A. R. (2002) Osnovy nejropsikhologii [Fundamentals of Neuropsychology]. Moscow: Moscow State University Publ., 374 p. (In Russian)

Mansouri, F. A., Buckley, M. J., Fehring, D. J., Tanaka, K. (2020) The role of primate prefrontal cortex in bias and shift between visual dimensions. Cerebral Cortex, vol. 30, no. 1, pp. 85–99. https://doi.org/10.1093/cercor/bhz072 (In English)

Merritt, D., MacLean, E., Crawford, J., Brannon, E. (2011) Numerical rule-learning in ring-tailed lemurs (Lemur catta). Frontiers in Psychology, vol. 2, article 23. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2011.00023 (In English)

Meshcheryakov, B. G., Zinchenko, V. P. (eds.). (2003) Bol’shoj psikhologicheskij slovar’ [Big Dictionary of Psychology]. Moscow: Prajm-Evroznak Publ., 632 р. (In Russian)

Neiworth, J. J., Whillock, K. M., Kim, S. H. et al. (2014) Gestalt principle use in college students, children with autism, toddlers (Homo sapiens), and cotton top tamarins (Saguinus oedipus). Journal of Comparative Psychology, vol. 128, no. 2, pp. 188–198. https://doi.org/10.1037/a0034840 (In English)

Paneri, S., Gregoriou, G. (2017) Down control of visual attention by the prefrontal cortex. Functional specialization and long-range interactions. Frontiers in Neuroscience, vol. 11, article 545. https://doi.org/10.3389/fnins.2017.00545 (In English)

Protsedury mnozhestvennykh proverok gipotez: kriterij T’yuki [Multiple Hypothesis Test Procedures: Tukey’s Test]. (2013) Analiz i vizualizatsiya dannykh [Data analysis and visualization]. [Online]. Available at: https://r-analytics.blogspot.com/2013/10/blog-post_19.html (accessed 15.01.2022). (In Russian)

Richland, L. E., Morrison, R. G., Holyoak, K. J. (2006) Children’s development of analogical reasoning: Insights from scene analogy problems. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 94, no. 3, pp. 249–273. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2006.02.002 (In English)

Smith, J. D., Beran, M. J., Crossley, M. J. et al. (2010) Implicit and explicit category learning by macaques (Macaca mulatta) and humans (Homo sapiens). Journal of Experimental Psychology: Animal Behavior Processes, vol. 36, no. 1, pp. 54–65. https://doi.org/10.1037/a0015892 (In English)

Tikhonravov, D. L., Dubrovskaja, N. M., Zhuravin, I. A. (2018) Sravnitel’nyj analiz protsessa formirovaniya ponyatij razmera i formy u nizshikh obez’yan (Macaca mulatta) [The notions of size and shape in old world monkeys: A comparative analysis of the formation process]. Zhurnal evolyutsionnoj biokhimii i fiziologii — Journal of Evolutionary Biochemistry and Physiology, vol. 54, no. 3, pp. 205–211. (In Russian)

Vonk, J. (2003) Gorilla (Gorilla gorilla gorilla) and orangutan (Pongo abelii) understanding of first- and second-order relations. Animal Cognition, vol. 6, pp. 77–86. https://doi.org/10.1007/s10071-003-0159-x (In English)

Zakrzewski, A. C., Church, B. A., Smith, J. D. (2018) The transfer of category knowledge by macaques (Macaca mulatta) and humans (Homo sapiens). Journal of Comparative Psychology, vol. 132, no. 1, pp. 58–74. https://doi.org/10.1037/com0000095 (In English)

Загрузки

Опубликован

30.06.2022

Выпуск

Раздел

Экспериментальные статьи