Ресурсная теория и особенности регуляции висцеральных функций в условиях эмоционального напряжения
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1270-2022-3-3-308-317Ключевые слова:
эмоциональное напряжение, саморегуляция, висцеральная регуляция, ресурсная теория, ресурсы, функциональное состояниеАннотация
Интерес к регуляции висцеральных систем в различных функциональных состояниях определяется их важной ролью в обеспечении не только жизненно важных функций человека в предъявляемых условиях, но и эффективности его деятельности, в том числе профессиональной. Статья представляет собой теоретический обзор современных взглядов на процесс регуляции висцеральных функций человека в условиях формирующегося эмоционального напряжения при выполнении сложных когнитивных задач. Рассмотренные в статье особенности висцеральных реакций в условиях воздействия внешних факторов могут выступать системным индикатором вызываемых этими факторами изменений в психических и психомоторных процессах, являться интегративными характеристиками изменений функционального состояния. В работе выделены и оценены критерии психофизиологических реакций в условиях эмоционального напряжения, отражающие оптимизацию взаимодействия функциональных систем организма. Обосновывается рациональность объяснения такой оптимизации и интерпретации психофизиологических реакций в условиях эмоционального напряжения с позиций ресурсной теории. Положения теории отражают вопросы о сущности ресурсов и резервов организма и особенностях их расхода. Применение ресурсной теории в объяснении процессов регуляции висцеральных функций человека в периоды актуализации различных функциональных состояний может быть полезным в практической деятельности психофизиологов.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева, Э. А., Шантанова, Л. Н., Петунова, А. Н., Иванова, И. К (2010) Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса. Вестник Бурятского государственного университета, № 12, с. 108–113.
Ахмедова, К. С. (2015) Физиологические механизмы действия стресса на сердечно-сосудистую систему. Вестник Чеченского государственного университета, № 3 (19), с. 71–78.
Бердников, Д. В., Бобынцев, И. И. (2012) Вегетативные корреляты саморегуляции функциональных систем восприятия. Экология человека, № 5, с. 25–31.
Бодров, В. А. (2006) Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 528 с.
Бодров, В. А., Орлов, В. Я. (1998) Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Институт психологии РАН, 288 с.
Булгакова, О. С. (2010) Особенности механизма психофизиологического гомеостатического регулирования при стрессе. Международный журнал экспериментального образования, № 7, с. 100.
Водопьянова, Н. Е. (2015) Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 16: Психология. Педагогика, № 1, с. 45–54.
Гаврилова, Е. А. (2014) Ритмокардиография в спорте. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 164 с.
Григорьева, В.Н., Тхостов, А.Ш. (2009) Психологическая помощь в неврологии. Нижний Новгород: Нижегородская государственная медицинская академия, 444 с.
Деваев, Н. П., Суворов, В. В. (2010) Влияние психоэмоционального стресса на регуляцию сердечного ритма у студенток. Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова, № 1. с. 1–4.
Джебраилова, Т. Д. (2005) Индивидуальные особенности взаимодействия функциональных систем при целенаправленной деятельности человека в условиях эмоционального напряжения. Диссертация на соискание степени доктора биологических наук. М., Научно-исследовательский институт нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН, 242 c.
Журавлев, Д. В. (2009) Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. М.: [б. и.], 120 с.
Зотов, М. В., Шостак, В. И., Петрукович, В. М. (2009) Физиологические показатели устойчивости человека к воздействию информационного стресса. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, № 4, с. 255–261.
Климов, А. С., Булка, А. П., Булка, К. А. (2012) Общие закономерности психофизиологических реакций организма на воздействие дозированных стрессорных факторов. В кн. Психофизиология профессионального здоровья человека: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию кафедры военной психофизиологии. СПб.: Изд-во Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, с. 212–218.
Колбенева, М. Г. (2014) Изменения электрического сопротивления кожи при актуализации опыта, связанного с различными органами чувств. Вопросы психологии, № 2, с. 93–106.
Криволапчук, И. А., Чернова, М. Б. (2016) Функциональное состояние школьников 6–7 лет при когнитивной нагрузке. Новые исследования, № 2 (47), с. 36–44.
Крючкова, Г. Н. (2007) Особенности психофизиологических механизмов эмоционального напряжения. Фундаментальные исследования, № 11, статья 85.
Кузнецова, Е. П. (2009) Психофизиологические корреляты стрессоустойчивости оператора. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата биологических наук. М., Институт медико-биологических проблем РАН, 22 с.
Маклаков, А. Г. (2001) Общая психология. СПб.: Питер, 592 с.
Мясищев, В. Н. (1996) Психические состояния и отношения человека. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, № 1, с. 8–14.
Наенко, Н. И. (1976) Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 112 с.
Натаров, В. И., Немчин, Т. А. (1988) Нервно-психическое напряжение и психопрофилактика состояний здоровья студентов. Психологический журнал, т. 8, № 3, с. 87–92.
Немчин, Т. А. (1983) Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 165 с.
Парин, С. Б. (2001) Нейрохимические и психофизиологические механизмы стресса и шока. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, № 1, с. 20–28.
Прокопенко, Л. А., Черцова, А. И. (2016) Психопрофилактика эмоционального напряжения студентов вуза. Международный журнал экспериментального образования, № 12–2, с. 225–227.
Северов, А. А. (2009) Особенности психофункциональных реакций на стрессогенные воздействия и их направленная коррекция у молодых людей. Диссертация на соискание степени кандидата медицинских наук. Волгоград, Волгоградский государственный медицинский университет, 154 c.
Семенова, С. А. (2016) Разработка коррекционно-профилактических программ на основе положений активационной терапии. Вестник спортивной науки, № 5, с. 28–32.
Сиваченко, И. Б. (2022) Регуляция вегетативных функций в условиях эмоционального напряжения у мужчин молодого возраста с различной целевой ориентацией на занятия физической активностью. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Институт психологии РАН, 152 с.
Ханин, Ю. Л. (сост.). (1983) Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей. М.: Физкультура и спорт, 288 с.
Щербатых, Ю. В. (2006) Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 256 с.
Brenner, I. K. M, Thomas, S., Shephard, R. J. (1998) Autonomic regulation of the circulation during exercise and heat exposure. Inferences from heart rate variability. Sports Medicine, vol. 26, no. 2, pр. 85–99. https://doi.org/10.2165/00007256-199826020-00003
Izard, C. E. (1993) Four systems for emotion activation: Cognitive and noncognitive processes. Psychological Review, vol. 100, no. 1, рр. 68–90. https://doi.org/10.1037/0033-295x.100.1.68
Karmakar, C., Khandoker, A., Palaniswami, M. (2010) Heart rate asymmetry in altered parasympathetic nervous system activity. Computing in Cardiology, vol. 37, рр. 601−604.
Murberg, T. A., Bru, E. (2007) The role of neuroticism and perceived school-related stress in somatic symptoms among students in Norwegian junior high schools. Journal of Adolescence, vol. 30, no. 2, рр. 203–212. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2006.02.001
REFERENCES
Akhmedova, K. S. (2015) Fiziologicheskie mekhanizmy dejstviya stressa na serdechno-sosudistuyu sistemu [Physiological mechanisms of the effect of stress on the cardiovascular system]. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta — Chechen State University Bulletin, no. 3 (19), pp. 71–78. (In Russian)
Alekseeva, E. A., Shantanova, L. N., Petunova, A. N., Ivanova, I. K (2010) Otsenka funktsional’nogo sostoyaniya organizma studentov v period ekzamenatsionnogo stressa [Estimation of the functional state of students’ organism during the examination stress]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta — The Buryat State University Bulletin, no. 12, pp. 108–113. (In Russian)
Berdnikov, D. V., Bobyntsev, I. I. (2012) Vegetativnye korrelyaty samoregulyatsii funktsional’nyh sistem vospriyatiya [Self-regulation vegetative correlates of comprehension functional systems]. Ekologiya cheloveka — Human Ecology, no. 5, pp. 25–31. (In Russian)
Bodrov, V. A. (2006) Psikhologicheskij stress: razvitie i preodolenie [Psychological stress: Development and overcoming]. Moscow: PER SE Publ., 528 p. (In Russian)
Bodrov, V. A., Orlov, V. Ya. (1998) Psikhologiya i nadezhnost’: chelovek v sistemakh upravleniya tekhnikoj [Psychology and reliability: Man in control systems of equipment]. Moscow: RAS Institute of Psychology Publ., 288 p. (In Russian)
Brenner, I. K. M, Thomas, S., Shephard, R. J. (1998) Autonomic regulation of the circulation during exercise and heat exposure. Inferences from heart rate variability. Sports Medicine, vol. 26, no. 2, pр. 85–99. https://doi.org/10.2165/00007256-199826020-00003 (In English)
Bulgakova, O. S. (2010) Osobennosti mekhanizma psikhofiziologicheskogo gomeostaticheskogo regulirovaniya pri stresse [Features of the mechanism of psychophysiological homeostatic regulation under stress]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya — International Journal of Experimential Education, no. 7, p. 100. (In Russian)
Devaev, N. P., Suvorov, V. V. (2010) Vliyanie psikhoemotsional’nogo stressa na regulyatsiyu serdechnogo ritma u studentok [Influence of the psycho-emotional stress on the heart rhythm regulation of the female students]. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I. P. Pavlova — I. P. Pavlov Russian Medical Biological Herald, no. 1, pp. 1–4. (In Russian)
Dzhebrailova, T. D. (2005) Individual’nye osobennosti vzaimodejstviya funktsional’nykh sistem pri tselenapravlennoj deyatel’nosti cheloveka v usloviyakh emotsional’nogo napryazheniya [Individual features of the interaction of functional systems during purposeful human activity under conditions of emotional stress]. PhD dissertation (Biology). Moscow, Research Institute of Normal Physiology named after P. K. Anokhin, 242 p. (In Russian)
Gavrilova, E. A. (2014) Ritmokardiografiya v sporte [Rhythmocardiography in sports]. Saint Petersburg: North- Western State Medical University named after I. I. Mechnikov Publ., 164 p. (In Russian) Izard, C. E. (1993) Four systems for emotion activation: Cognitive and noncognitive processes. Psychological Review, vol. 100, no. 1, рр. 68–90. https://doi.org/10.1037/0033-295x.100.1.68 (In English)
Grigor'eva V.N., Thostov A.SH. (2009) Psihologicheskaya pomoshch' v nevrologii. N.Novgorod: Privolzhsky Research Medical University, 444 p. (in Russian)
Izard, C. E. (1993) Four systems for emotion activation: Cognitive and noncognitive processes. Psychological Review, vol. 100, no. 1, рр. 68–90. https://doi.org/10.1037/0033-295x.100.1.68 (In English)
Karmakar, C., Khandoker, A., Palaniswami, M. (2010) Heart rate asymmetry in altered parasympathetic nervous system activity. Computing in Cardiology, vol. 37, рр. 601−604. (In English)
Khanin, Yu. L. (comp.). (1983) Stress i trevoga v sporte: Mezhdunarodnyj sbornik nauchnykh statej [Stress and anxiety in sports: An International collection of scientific papers]. Moscow: Fizkul’tura i sport Publ., 288 p. (In Russian)
Klimov, A. S., Bulka, A. P., Bulka, K. A. (2012) Obshchie zakonomernosti psikhofiziologicheskikh reaktsij organizma na vozdejstvie dozirovannykh stressornykh faktorov [General patterns of psychophysiological reactions of the organism to the effects of dosed stressors]. In: Psikhofiziologiya professional’nogo zdorov’ya cheloveka: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj 15-letiyu kafedry voennoj psikhofiziologii [Psychophysiology of professional human health: Materials of the IV All-Russian Scientific-Practical Conference dedicated to the 15th anniversary of the department of military psychophysiology]. Saint Petersburg: Military Medical Academy named after S. M. Kirov Publ., pp. 212–218. (In Russian)
Kolbeneva, M. G. (2014) Izmeneniya elektricheskogo soprotivleniya kozhi pri aktualizatsii opyta, svyazannogo s razlichnymi organami chuvstv [Variation of the electric resistance of the skin during actualization of experience from different senses]. Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 93–106. (In Russian)
Krivolapchuk, I. A., Chernova, M. B. (2016) Funktsional’noe sostoyanie shkol’nikov 6–7 let pri kognitivnoj nagruzke [Functional state of 6–7-year-old school children under cognitive load]. Novye issledovaniya, no. 2 (47), pp. 36–44. (In Russian)
Kryuchkova, G. N. (2007) Osobennosti psikhofiziologicheskikh mekhanizmov emotsional’nogo napryazheniya [Features of psychophysiological mechanisms of emotional stress]. Fundamental’nye issledovaniya — Fundamental Research, no. 11, article 85. (In Russian)
Kuznetsova, E. P. (2009) Psikhofiziologicheskie korrelyaty stressoustojchivosti operatora [Psychophysiological correlates of operator stress tolerance]. PhD dissertation (Biology). Moscow, Institute of Biomedical Problems of Russian Academy of Sciences, 22 p. (In Russian)
Maklakov, A. G. (2001) Obshchaya psikhologiya [General psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 592 p. (In Russian)
Murberg, T. A., Bru, E. (2007) The role of neuroticism and perceived school-related stress in somatic symptoms among students in Norwegian junior high schools. Journal of Adolescence, vol. 30, no. 2, рр. 203–212. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2006.02.001 (In English)
Myasishchev, V. N. (1996) Psikhicheskie sostoyaniya i otnosheniya cheloveka [Mental states and human relationships]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoj psikhologii im. V. M. Bekhtereva — V. M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology, no. 1, pp. 8–14. (In Russian)
Naenko, N. I. (1976) Psikhicheskaya napryazhennost’ [Mental tension]. Moscow: Moscow State University Publ., 112 p. (In Russian)
Natarov, V. I., Nemchin, T. A. (1988) Nervno-psikhicheskoe napryazhenie i psikhoprofilaktika sostoyanij zdorov’ya studentov [Nervous-psychic stress and psychoprophylaxis of students’ health conditions]. Psikhologicheskij zhurna — Psychological Journal, vol. 8, no. 3, pp. 87–92. (In Russian)
Nemchin, T. A. (1983) Sostoyanie nervno-psikhicheskogo napryazheniya [State of neuropsychic stress]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 165 p. (In Russian)
Parin, S. B. (2001) Nejrokhimicheskie i psikhofiziologicheskie mekhanizmy stressa i shoka [Neurochemical and psychophysiological mechanisms of stress and shock]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki — Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, pp. 20–28. (In Russian)
Prokopenko, L. A., Chertsova, A. I. (2016) Psikhoprofilaktika emotsional’nogo napryazheniya studentov vuza [Psychoprophylaxis of emotional stress students]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya — International Journal of Experiential Education, no. 12–2, pp. 225–227. (In Russian)
Semenova, S. A. (2016) Razrabotka korrektsionno-profilakticheskikh programm na osnove polozhenij aktivatsionnoj terapii [Development of health programs on the basis of the activation therapy]. Vestnik sportivnoj nauki — Sports Science Bulletin, no. 5, pp. 28–32. (In Russian)
Severov, A. A. (2009) Osobennosti psikhofunktsional’nykh reaktsij na stressogennye vozdejstviya i ikh napravlennaya korrektsiya u molodykh lyudej [Features of psychofunctional reactions to stressful influences and their directed correction in young people]. PhD dissertation (Medical Sciences). Volgograd, Volgograd State Medical University, 154 p. (In Russian)
Sivachenko, I. B. (2022) Regulyatsiya vegetativnykh funktsij v usloviyakh emotsional’nogo napryazheniya u muzhchin molodogo vozrasta s razlichnoj tselevoj orientatsiej na zanyatiya fizicheskoj aktivnost’yu [Regulation of vegetative functions in conditions of emotional stress in young men with different target orientation to physical activity]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 152 p. (In Russian)
Shcherbatykh, Yu. V. (2006) Psikhologiya stressa i metody korrektsii [Psychology of stress and methods of correction]. Saint Petersburg: Piter Publ., 256 p. (In Russian)
Vodopyanova, N. E. (2015) Sovremennye kontseptsii resursov sub”ekta professional’noj deyatel’nosti [Modern concepts of the resources of a subject of professional activity]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16: Psikhologiya. Pedagogika — Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16: Psychology and Education, no. 1, pp. 45–54. (In Russian)
Zhuravlev, D. V. (2009) Psikhologicheskaya regulyatsiya i optimizatsiya funktsional’nykh sostoyanij sportsmena [Psychological regulation and optimization of the functional states of an athlete]. Moscow: [s. n.], 120 p. (In Russian)
Zotov, M. V., Shostak, V. I., Petrukovich, V. M. (2009) Fiziologicheskie pokazateli ustojchivosti cheloveka k vozdejstviyu informatsionnogo stressa [Physiological indicators of human resistance to the effects of information stress]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika — Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, no. 4, pp. 255–261. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Иван Борисович Сиваченко, Ольга Анатольевна Любашина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.