Визуальное восприятие реальных и виртуальных зрительных стимулов старшими дошкольниками

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1270-2021-2-3-335-346

Ключевые слова:

дети дошкольного возраста, выбор, длительность обучения, реальные зрительные стимулы, виртуальные зрительные стимулы, информативный признак, зрительно-моторная реакция

Аннотация

Цель работы — провести сравнительный анализ способности детей 6–7 лет перерабатывать зрительную информацию, предъявленную на реальных и виртуальных носителях. Доказано, что связь между физиологическими и психическими процессами при формировании эталонов-образов, лежащих в основе мышления, в дошкольном возрасте вырабатываются при непосредственном манипулировании ребенка реальными предметами. При взаимодействии с компьютером эта первая и необходимая стадия обучения ребенка исключается, вынуждая его сразу переходить к более сложным операциям. Тем не менее проблема усвоения виртуальной информации ребенком мало изучена как в России, так и в мире. В основном исследования этой проблемы связаны с влиянием различных девайсов на психофизическое состояние ребенка, и мало обращается внимания на качество обучения. В исследовании принимали участие физически и психически здоровые дети 6–7 (6±0,5) лет с письменного разрешения их родителей. В задачу входило их обучение выбору графических зрительных стимулов, предъявляемых на бумажных носителях (реальные) и на экране монитора (виртуальные). Было установлено, что дети быстрее и с лучшими результатами обучались распознавать и выбирать реальные зрительные стимулы, предъявленные на бумажных носителях (контурные изображения), в сравнении с аналогичными стимулами, предъявленными на экране монитора. Полученные факты показали необходимость обучения ребенка 6–7 лет на примерах реальных зрительных стимулов с учетом его индивидуальных возрастных психофизиологических возможностей. Полученные результаты указывают на необходимость учета психофизиологических возрастных особенностей и скорости зрительно-моторной реакции дошкольников при считывании виртуальной информации с электронных устройств.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бонгард, М. М. (1967) Проблема узнавания. М.: Наука, 321 с.

Васильковский, С. А. (2020) На пути к цифре: обзор докладов ОЭСР, посвященных деятельности, развитию и влиянию онлайн-платформ. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, т. 15, № 4, с. 196–203. https://www.doi.org/10.17323/1996-7845-2020-04-10

Григорьев, Ю. Г. (2014) Принципиально новое электромагнитное загрязнение окружающей среды и отсутствие адекватной нормативной базы к оценке риска (анализ современных отечественных и зарубежных данных). Гигиена и санитария, т. 93, № 3, с. 11–16.

Дудкин, К. Н. (1985) Зрительное восприятие и память: информационные процессы и нейронные механизмы. Л.: Наука, 208 с.

Калинина, О. С., Шаталова, Е. В. (2017) Влияние компьютера на психическое и физическое здоровье детей. Научно-методический электронный журнал «Концепт», т. 39, с. 3416–3420.

Кузнецова, Т. Г., Голубева, И. Ю. (2014) Сравнительный анализ выбора по образцу у приматов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, № 2, с. 108–118.

Кучма, В. Р., Текшева, Л. М., Вятлева, О. А., Курганский, А. М. (2013) Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера). Гигиена и санитария, т. 92, № 1, с. 22–26.

Леушина, А. М. (1974) Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 368 с.

Морозова, Л. В., Новикова, Ю. В. (2013) Особенности чтения текста с бумажных и электронных носителей. Вестник Северного Арктического федерального университета. Серия: Естественные науки, № 1, с. 81–88.

Мусейибова, Т. А. (1970) Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание, № 3, с. 36–40.

Отчет ОЭСР: школьники, их навыки и информационные технологии. (2015) Newtonew, 13 октября. [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/school/oecd-report-students-computers-learning (дата обращения 13.07.2021).

ОЭСР: компьютеры в школах не улучшают успеваемости. (2015) [Электронный ресурс]. BBC News, 15 сентября. URL: https://www.bbc.com/russian/society/2015/09/150915_computers_school_performance (дата обращения 30.05.2021).

Семенова, Н. В., Денисов, А. П., Денисова, О. А. и др. (2016) Влияние электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье детей и подростков. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, № 6-4, с. 701–705.

Черенкова, Л. В., Соколов, Л. В. (2016) Особенности инвариантного опознания зрительных изображений у детей дошкольного возраста с типичным и атипичным развитием. Физиология человека, т. 42, № 3, с. 74–81. http://dx.doi.org/10.7868/S0131164616010069

Четвернина, М. И. (2010) Особенности чтения электронных текстов. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, № 1, с. 172–176.

Шпитцер, М. (2013) Антимозг. Цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 285 с.

Akinbinu, T. R., Mashalla, Y. J. (2014) Impact of computer technology on health: Computer Vision Syndrome (CVS). Medical Practice and Reviews, vol. 5, no. 3, pp. 20–30.

Andreassen, C. S., Billieux, J., Griffiths, M. D. et al. (2016) The relationship between addictive use of social media and video games and symptoms of psychiatric disorders: A large-scale cross-sectional study. Psychology of Addictive Behaviors, vol. 30, no. 2, p. 252. http://dx.doi.org/10.1037/adb0000160

Bedford, R., Saez de Urabain, I. R., Cheung, C. H. et al. (2016) Toddlers’ fine motor milestone achievement is associated with early touchscreen scrolling. Frontiers in Psychology, vol. 7, article 1108. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01108

Cheung, C. H., Bedford, R., Saez de Urabain, I. R. et al. (2017) Daily touchscreen use in infants and toddlers is associated with reduced sleep and delayed sleep onset. Scientific Reports, vol. 7, article 46104. https://doi.org/10.1038/srep46104

Condruz-Bacescu, M. (2019) The impact of digital technologies on learning. Conference Proceedings of “eLearning and Software for Education”, vol. 2, no. 15, pp. 57–63.

Divan, H., Kheifets, L., Obel, C., Olsen, J. (2012) Cell phone use and behavioral problems in young children. Journal of Epidemiology and Community Health, vol. 66, no. 6, pp. 524–529. http://dx.doi.org/10.1136/jech.2010.115402

Huber, B., Yeates, M., Meyer, D. et al. (2018) The effects of screen media content on young children’s executive functioning. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 170, pp. 72–85. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.01.006

Javed, Y., Samara, K. (2019) Impact of tablet PCs on learning outcomes in a classroom environment. International Journal of Learning Technology, vol. 14, no. 1, pp. 59–77. https://doi.org/10.1504/IJLT.2019.100613

Jones, P. R., Landin, A., McLean, M. Z. et al. (2019) Efficient visual information sampling develops late in childhood. Journal of Experimental Psychology General, vol. 1148, no. 7, pp. 1138–1152. https://doi.org/10.1037/xge0000629

Lauricella, A. R., Pempek, T. A., Barr, R., Calvert, S. L. (2010) Contingent computer interactions for young children’s object retrieval success. Journal of Applied Developmental Psychology, vol. 31, no. 5, pp. 362–369. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2010.06.002

Lissak, G. (2018) Adverse physiological and psychological effects of screen time on children and adolescents: Literature review and case study. Environmental Research, vol. 164, pp. 149–157. https://doi.org/10.1016/j.envres.2018.01.015

Manganello, J. A., Taylor, C. A. (2009) Television exposure as a risk factor for aggressive behavior among 3-year-old children. Archives of Pediatric and Adolescent Medicine, vol. 163, no. 11, pp. 1037–1045. https://doi.org/10.1001/archpediatrics.2009.193

Tarasuik, J., Demaria, A., Kaufman, J. (2017) Transfer of problem solving skills from touchscreen to 3D model by 3-to 6-year-olds. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 1586. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01586

Volkow, N., Tomasi, D., Wang, G. et al. (2011) Effects of cell phone radiofrequency signal exposure on brain glucose metabolism. Journal of the American Medical Association, vol. 305, no. 8, pp. 808–813. https://doi.org/10.1001/jama.2011.186

Wang, F., Xie, H., Wang, Y. et al. (2016) Using touchscreen tablets to help young children learn to tell time. Frontiers in Psychology, vol. 7, article 1800. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01800

Ward, A. F., Duke, K., Gneezy, A., Bos, M. W. (2017) Brain drain: The mere presence of one’s own smartphone reduces available cognitive capacity. Journal of the Association for Consumer Research, vol. 2, no. 2, pp. 140–154. https://www.journals.uchicago.edu/toc/jacr/2017/2/2

Zimmermann, L., Moser, A., Lee, H. et al. (2017) The ghost in the touchscreen: Social scaffolds promote learning by toddlers. Child Development, vol. 88, no. 6, pp. 2013–2025. https://doi.org/10.1111/cdev.12683

REFERENCES

Akinbinu, T. R., Mashalla, Y. J. (2014) Impact of computer technology on health: Computer Vision Syndrome (CVS). Medical Practice and Reviews, vol. 5, no. 3, pp. 20–30. (In English)

Andreassen, C. S., Billieux, J., Griffiths, M. D. et al. (2016) The relationship between addictive use of social media and video games and symptoms of psychiatric disorders: A large-scale cross-sectional study. Psychology of Addictive Behaviors, vol. 30, no. 2, р. 252. http://dx.doi.org/10.1037/adb0000160 (In English)

Bedford, R., Saez de Urabain, I. R., Cheung, C. H. et al. (2016) Toddlers’ fine motor milestone achievement is associated with early touchscreen scrolling. Frontiers in Psychology, vol. 7, article 1108. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2016.01108 (In English)

Bongard, M. M. (1967) Problema uznavaniya [Pattern recognition]. Moscow: Nauka Publ., 321 p. (In Russian)

Cherenkova, L. V., Sokolov, L. V. (2016) Osobennosti invariantnogo opoznaniya zritel’nykh izobrazhenij u detej doshkol’nogo vozrasta s tipichnym i atipichnym razvitiem [Features of the invariant recognition of visual images in preschool children with typical and atypical development]. Fiziologiya cheloveka, vol. 42, no. 3, pp. 74–81. https://doi.org/10.7868/S0131164616010069 (In Russian)

Chetvernina, M. I. (2010) Osobennosti chteniya elektronnykh tekstov [Features of reading of electronic texts]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika — Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, no. 1, pp. 172–176. (In Russian)

Cheung, C. H., Bedford, R., Saez de Urabain, I. R. et al. (2017) Daily touchscreen use in infants and toddlers is associated with reduced sleep and delayed sleep onset. Scientific Reports, vol. 7, article 46104. https://doi.org/10.1038/srep46104 (In English)

Condruz-Bacescu, M. (2019) The impact of digital technologies on learning. Conference Proceedings of “eLearning and Software for Education”, vol. 2, no. 15, pp. 57–63. (In English)

Divan, H., Kheifets, L., Obel, C., Olsen, J. (2012) Cell phone use and behavioral problems in young children. Journal of Epidemiology and Community Health, vol. 66, no. 6, pp. 524–529. http://dx.doi.org/10.1136/jech.2010.115402 (In English)

Dudkin, K. N. (1985) Zritel’noe vospriyatie i pamyat’: informatsionnye protsessy i nejronnye mekhanizmy [Visual perception and memory: Information processes and neural mechanisms]. Leningrad: Nauka Publ., 208 p. (In Russian)

Grigorev, Yu. G. (2014) Printsipial’no novoe elektromagnitnoe zagryaznenie okruzhayushchej sredy i otsutstvie adekvatnoj normativnoj bazy — k otsenke riska (analiz sovremennykh otechestvennykh i zarubezhnykh dannykh) [Fundamentally new electromagnetic pollution and the lack of adequate regulatory framework — on the risk assessment (analysis of modern domestic and foreign data)]. Gigiena i sanitariya — Hygiene and Sanitation, vol. 93, no. 3, pp. 11–16. (In Russian)

Huber, B., Yeates, M., Meyer, D. et al. (2018) The effects of screen media content on young children’s executive functioning. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 170, pp. 72–85. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.01.006 (In English)

Javed, Y, Samara, K. (2019) Impact of tablet PCs on learning outcomes in a classroom environment. International Journal of Learning Technology, vol. 14, no. 1, pp. 59–77. https://doi.org/10.1504/IJLT.2019.100613 (In English)

Jones, P. R., Landin, A., McLean, M. Z. et al. (2019) Efficient visual information sampling develops late in childhood. Journal of Experimental Psychology General, vol. 1148, no. 7, pp. 1138–1152. https://doi.org/10.1037/xge0000629 (In English)

Kalinina, O. S., Shatalova, E. V. (2017) Vliyanie komp’yutera na psikhicheskoe i fizicheskoe zdorov’e detej [Influence of the computer on the mental and physical health of children]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal “Kontsept” — Koncept. Scientific and Methodological Electronic Journal, vol. 39, pp. 3416–3420. (In Russian)

Kuchma, V. R., Teksheva, L. M., Vyatleva, O. A., Kurgansky, A. M. (2013) Fiziologo-gigienicheskaya otsenka vospriyatiya informatsii s elektronnogo ustrojstva dlya chteniya (ridera) [Physiological and hygienic assessment of perception of the information from electronic device for reading (reader)]. Gigiena i sanitariya — Hygiene and Sanitation, vol. 92, no. 1, pp. 22–26. (In Russian)

Kuznetsova, T. G., Golubeva, I. Yu. (2014) Sravnitel’nyj analiz vybora po obraztsu u primatov [Comparative analysis of matching-to-sample results among primates]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika — Vestnik of Saint Petersburg State University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, no. 2, pp. 108–118. (In Russian)

Lauricella, A. R., Pempek, T. A., Barr, R., Calvert, S. L. (2010) Contingent computer interactions for young children’s object retrieval success. Journal of Applied Developmental Psychology, vol. 31, no. 5, pp. 362–369. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2010.06.002 (In English)

Leushina, A. M. (1974) Formirovanie elementarnykh matematicheskikh predstavlenij u detej doshkol’nogo vozrasta [Formation of elementary mathematical concepts in preschool children]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 368 p. (In Russian)

Lissak, G. (2018) Adverse physiological and psychological effects of screen time on children and adolescents: Literature review and case study. Environmental Research, vol. 164, pp. 149–157. https://doi.org/10.1016/j.envres.2018.01.015 (In English)

Manganello, J. A., Taylor, C. A. (2009) Television exposure as a risk factor for aggressive behavior among 3-year-old children. Archives of Pediatric and Adolescent Medicine, vol. 163, no. 11, pp. 1037–1045. https://doi.org/10.1001/archpediatrics.2009.193 (In English)

Morozova, L. V., Novikova, Yu. V. (2013) Osobennosti chteniya teksta s bumazhnykh i elektronnykh nositelej [Reading a text using paper and electronic media]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki — Arctic Environmental Research, no. 1, pp. 81–88. (In Russian)

Musejibova, T. A. (1970) Genezis otrazheniya prostranstva i prostranstvennykh orientatsij u detej doshkol’nogo vozrasta [Genesis of reflection of space and spatial orientations in preschool children]. Doshkol’noe vospitanie, no. 3, pp. 36–40. (In Russian)

OESR: komp’yutery v shkolakh ne uluchshayut uspevaemosti [OECD: Computers in schools do not improve academic performance]. (2015) BBC News, 15 September. [Online]. Available at: https://www.bbc.com/russian/society/2015/09/150915_computers_school_performance (accessed 30.05.2021). (In Russian)

Otchet OESR: shkol’niki, ikh navyki i informatsionnyye tekhnologii [OECD Report: Students, their skills and information technology]. (2015) Newtonew, 13 October. [Online]. Available at: https://newtonew.com/school/oecd-report-students-computers-learning (accessed 13.07.2021). (In Russian)

Semenova, N. V., Denisov, A. P., Denisova, O. A. et al. (2016) Vliyanie elektromagnitnogo izlucheniya ot sotovykh telefonov na zdorov’e detej i podrostkov [Influence of electromagnetic radiation from cell phones on health of children and teenagers (review of literature)]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovanij, no. 6-4, pp. 701–705. (In Russian)

Spitzer, M. (2013) Antimozg. Tsifrovye tekhnologii i mozg [Digital dementia: What we and our children are doing to our minds]. Moscow: AST Publ., 285 p. (In Russian)

Tarasuik, J., Demaria, A., Kaufman, J. (2017) Transfer of problem solving skills from touchscreen to 3D model by 3-to 6-year-olds. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 1586. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01586 (In English)

Vasilkovsky, S. A. (2020) Na puti k tsifre: obzor dokladov OESR, posvyaschennykh deyatel’nosti, razvitiyu i vliyaniyu onlajn-platform [Towards to digital: A review of OECD reports on the development and impact of online platforms]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsij: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika — International Organisations Research Journal, vol. 15, no. 4, pp. 196–203. https://www.doi.org/10.17323/1996-7845-2020-04-10 (In Russian)

Volkow, N., Tomasi, D., Wang, G. et al. (2011) Effects of cell phone radiofrequency signal exposure on brain glucose metabolism. Journal of the American Medical Association, vol. 305, no. 8, pp. 808–813. https://doi.org/10.1001/ jama.2011.186 (In English)

Wang, F., Xie, H., Wang, Y. et al. (2016). Using touchscreen tablets to help young children learn to tell time. Frontiers in Psychology, vol. 7, article 1800. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01800 (In English)

Ward, A. F., Duke, K., Gneezy, A., Bos, M. W. (2017) Brain drain: The mere presence of one’s own smartphone reduces available cognitive capacity. Journal of the Association for Consumer Research, vol. 2, no. 2, pp. 140–154. https://www.journals.uchicago.edu/toc/jacr/2017/2/2 (In English)

Zimmermann, L., Moser, A., Lee, H. et al. (2017) The ghost in the touchscreen: Social scaffolds promote learning by toddlers. Child Development, vol. 88, no. 6, pp. 2013–2025. https://doi.org/10.1111/cdev.12683 (In English)

Опубликован

03.12.2021

Выпуск

Раздел

Экспериментальные статьи