Педагогическая психофизиология К. Д. Ушинского
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-1270-2021-2-4-378-389Ключевые слова:
Ушинский, педагогическая психофизиология, история физиологии, внимание, память, формирование навыков и привычекАннотация
В статье рассматривается круг физиологических вопросов, затрагиваемых К. Д. Ушинским в его работе «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)». В своем основном труде, преимущественно в его первом томе, Ушинский уделяет много внимания рассмотрению физиологических закономерностей, систематически излагает современную ему физиологию нервной системы (например, описывая рефлекторную дугу, черепные нервы, работу мышц и сенсорных систем, развитие утомления) и делает попытку на ее основе объяснить психические явления. Ушинский рассматривает физиологию в качестве одной из трех основ научной педагогики (вместе с логикой и психологией). Его интерес объясняется преимущественно двумя причинами. Во-первых, будучи одной из наук о человеке, физиология подсказывает ключи к способам изменения человека, его воспитания. Во-вторых, психические явления, объясняемые на основе физиологических закономерностей, составляют более целостную и объективную систему в отличие от попыток построить психологическую систему на основе логических умозаключений. Рассматривая связь физиологии и психологии, Ушинский затрагивает ряд тем, важных для педагогической психофизиологии. Среди них роль повторения и упражнения для формирования навыков и привычек, психические процессы, важные для обучения, включая внимание, память, восприятие, речь и мышление, закономерности развития психики в онтогенезе и физиологические предпосылки индивидуально- типологических различий. С учетом широты охвата излагаемых тем и относительной простоты используемого языка изложения, начало первого тома «Антропологии» является редкой доступной возможностью для современного русскоязычного читателя составить подробное представление о положении дел в физиологии нервной системы человека в середине XIX века. Помимо исторического интереса, в работе Ушинского можно найти множество пересечений с актуальными современными направлениями научных исследований в психофизиологии.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Аллахвердов, В. М. (2003) Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 368 с.
Асеева, Е. Н. (2012) Психологические основы педагогики духовно-нравственного воспитания человека в наследии К. Д. Ушинского. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, № 2, с. 55–60.
Бондаренко, С. А. (2011) Философско-антропологические воззрения К. Д. Ушинского: проблемы свободы, воли, счастья, жизненной цели. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, № 3, с. 150–156.
Герман, Л. (1864) Краткий учебник физиологии Л. Германна. СПб.: Изд-во Н. Тиблена и Ко, 404 с.
Днепров, Э. Д. (2007) Ушинский и современность. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 232 с.
Мазилов, В. А. (2014) Разработка практической психологии: непонятый и неоцененный проект К. Д. Ушинского. Ярославский педагогический вестник. Серия «Психолого-педагогические науки», т. 2, № 3, с. 191–199.
Найссер, У. (1981) Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 232 с.
Павлова, Л. П. (2017) Доминанты деятельного мозга человека. Системный психофизиологический подход к анализу ЭЭГ. СПб.: Информ-Навигатор, 432 с.
Прохоров, А. В. (2013) Научно-педагогическое представление о человеке и его саморазвитии в контексте идей К. Д. Ушинского. Педагогическое образование и наука, № 3, с. 59–63.
Ухтомский, А. А. (2002) Доминанта. СПб.: Питер, 448 с.
Ушинский, К. Д. (1950a) Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8: Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Ч. 1. М.; Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 776 с.
Ушинский, К. Д. (1950b) Собрание сочинений: в 11 т. Т. 9. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Ч. 2. М.; Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 628 с.
Хабарова, О. Е. (2014) Неизвестная современной России фундаментальная наука о душе в трудах ее великих ученых XIX–ХХ веков. К юбилею А. А. Ухтомского (1875–2015). Образовательная панорама, № 2 (2), с. 76–84.
Шатерников, М. Н. (1926) Сеченов, Иван Михайлович. В кн.: Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Гранат». Т. 41: Ч. VI: Северно-Американские Соединенные Штаты– Тампа. 7-е изд. М.: Гранат, c. 609–612.
Bruya, B., Tang, Y. Y. (2018) Is attention really effort? Revisiting Daniel Kahneman’s influential 1973 book Attention and Effort. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 1133. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01133
Clark, J. M., Paivio, A. (1991) Dual coding theory and education. Educational Psychology Review, vol. 3, no. 3, pp. 149–210. https://doi.org/10.1007/bf01320076
Csink, V., Mareschal, D., Gliga, T. (2021) Does surprise enhance infant memory? Assessing the impact of the encoding context on subsequent object recognition. Infancy, vol. 26, no. 2, pp. 303–318. https://doi.org/10.1111/ infa.12383
Finkelstein, G. (2006) Emil du Bois-Reymond vs Ludimar Hermann. Comptes Rendus Biologies, vol. 329, no. 5–6, pp. 340–347. https://doi.org/10.1016/j.crvi.2006.03.005
Guseva, L. G. (2018) Konstantin Dmitrievich Ushinsky: The founder of scientific pedagogy in the 19th century Russia. History of Education & Children’s Literature, vol. 13, no. 1, pp. 479–491.
Hans, N. (1962) K. D. Ushinsky: Russian pioneer of comparative education. Comparative Education Review, vol. 5, no. 3, pp. 162–166. https://doi.org/10.1086/444888
Howells, F. M., Stein, D. J., Russell, V. A. (2010) Perceived mental effort correlates with changes in tonic arousal during attentional tasks. Behavioral and Brain Functions, vol. 6, article 39. https://doi.org/10.1186/1744-9081-6-39
Khachouf, O. T., Chen, G., Duzzi, D. et al. (2017) Voluntary modulation of mental effort investment: An fMRI study. Scientific Reports, vol. 7, article 17191. https://doi.org/10.1038/s41598-017-17519-3
Kouider, S., Long, B., Le Stanc, L. et al. (2015) Neural dynamics of prediction and surprise in infants. Nature Communications, vol. 6, article 8537. https://doi.org/10.1038/ncomms9537
Lally, P., van Jaarsveld, C. H., Potts, H. W., Wardle, J. (2010) How are habits formed: Modelling habit formation in the real world. European Journal of Social Psychology, vol. 40, no. 6, pp. 998–1009. https://doi.org/10.1002/ejsp.674
Pardilla-Delgado, E., Payne, J. D. (2017) The Deese-Roediger-McDermott (DRM) task: A simple cognitive paradigm to investigate false memories in the laboratory. Journal of Visualized Experiments, no. 119, article e54783. https://doi.org/10.3791/54793
Radosavljevich, P. R. (1911) Pedagogy as a Science. The Pedagogical Seminary, vol. 18, no. 4, pp. 551–558. https://doi.org/10.1080/08919402.1911.10532801
Radulescu, E., Nagai, Y., Critchley, H. (2015) Mental effort: Brain and autonomic correlates in health and disease. In: G. H. E. Gendolla, M. Tops, S. L. Koole (eds.). Handbook of biobehavioral approaches to self-regulation. New York: Springer Publ., pp. 237–253. https://doi.org/10.1007/978-1-4939-1236-0_16
Volz, K., Stark, R., Vaitl, D., Ambach, W. (2019) Event-related potentials differ between true and false memories in the misinformation paradigm. International Journal of Psychophysiology, vol. 135, pp. 95–105. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.12.002
REFERENCES
Allakhverdov, V. M. (2003) Metodologicheskoe puteshestvie po okeanu bessoznatel’nogo k tainstvennomu ostrovu soznaniya [Methodological journey through the ocean of the unconscious to the mysterious island of consciousness]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 368 p. (In Russian)
Aseeva, E. N. (2012) Psikhologicheskie osnovy pedagogiki dukhovno-nravstvennogo vospitaniya cheloveka v nasledii K. D. Ushinskogo. [Psychological foundations of pedagogy of spiritual and moral education of a person in the heritage of K.D. Ushinsky]. Izvestiya Yuzhnogo federal’nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki — Proceedings of the South Federal University. Pedagogical Sciences, no. 2, pp. 55–60. (In Russian)
Bondarenko, S. A. (2011) Filosofsko-antropologicheskie vozzreniya K. D. Ushinskogo: problemy svobody, voli, schast’ya, zhiznennoj tseli [Philosophical and anthropological views of K. D. Ushinsky: problems of freedom, will, happiness, life purpose]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki — Bulletin of the Moscow Region State University. Series “Phylosophy”, no. 3, pp. 150–156. (In Russian)
Bruya, B., Tang, Y. Y. (2018) Is attention really effort? Revisiting Daniel Kahneman’s influential 1973 book Attention and Effort. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 1133. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01133 (In English)
Clark, J. M., Paivio, A. (1991) Dual coding theory and education. Educational Psychology Review, vol. 3, no. 3, pp. 149–210. https://doi.org/10.1007/bf01320076 (In English)
Csink, V., Mareschal, D., Gliga, T. (2021) Does surprise enhance infant memory? Assessing the impact of the encoding context on subsequent object recognition. Infancy, vol. 26, no. 2, pp. 303–318. https://doi.org/10.1111/ infa.12383 (In English)
Dneprov, E. D. (2007) Ushinskij i sovremennost’ [Ushinsky and the present]. Moscow: Higher School of Economics Publ., 232 p. (In Russian)
Finkelstein, G. (2006) Emil du Bois-Reymond vs Ludimar Hermann. Comptes Rendus Biologies, vol. 329, no. 5–6, pp. 340–347. https://doi.org/10.1016/j.crvi.2006.03.005 (In English)
Guseva, L. G. (2018) Konstantin Dmitrievich Ushinsky: The founder of scientific pedagogy in the 19th century Russia. History of Education & Children’s Literature, vol. 13, no. 1, pp. 479–491. (In English)
Hans, N. (1962) K. D. Ushinsky: Russian pioneer of comparative education. Comparative Education Review, vol. 5, no. 3, pp. 162–166. https://doi.org/10.1086/444888 (In English)
Hermann, L. (1864) Kratkij uchebnik fiziologii L. Germanna [Short handbook of physiology]. Saint Petersburg: N. Tiblen and Co. Publ., 404 p. (In Russian)
Howells, F. M., Stein, D. J., Russell, V. A. (2010) Perceived mental effort correlates with changes in tonic arousal during attentional tasks. Behavioral and Brain Functions, vol. 6, article 39. https://doi.org/10.1186/1744-9081-6-39 (In English)
Khabarova, O. E. (2014) Neizvestnaya sovremennoj Rossii fundamental’naya nauka o dushe v trudakh ee velikikh uchenykh XIX–XX vekov. K yubileyu A. A. Ukhtomskogo (1875–2015) [To A. A. Ukhtomsky’s anniversary (1875–2015): Unknown science of the soul in the works of great Russian scientists of the nineteenth-twentieth centuries]. Obrazovatel’naya panorama, no. 2 (2), pp. 76–84. (In Russian)
Khachouf, O. T., Chen, G., Duzzi, D. et al. (2017) Voluntary modulation of mental effort investment: An fMRI study. Scientific Reports, vol. 7, article 17191. https://doi.org/10.1038/s41598-017-17519-3 (In English)
Kouider, S., Long, B., Le Stanc, L. et al. (2015) Neural dynamics of prediction and surprise in infants. Nature Communications, vol. 6, article 8537. https://doi.org/10.1038/ncomms9537 (In English)
Lally, P., van Jaarsveld, C. H., Potts, H. W., Wardle, J. (2010) How are habits formed: Modelling habit formation in the real world. European Journal of Social Psychology, vol. 40, no. 6, pp. 998–1009. https://doi.org/10.1002/ejsp.674 (In English)
Mazilov, V. A. (2014) Razrabotka prakticheskoj psikhologii: neponyatyj i neotsenennyj proekt K. D. Ushinskogo [Development of practical psychology: K. D. Ushinsky’s misunderstood and underestimated project]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Seriya “Psikhologo-pedagogicheskie nauki” — Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Series “Psychological-Pedagogical Sciences”, vol. 2, no. 3, pp. 191–199. (In Russian)
Neisser, U. (1981) Poznanie i real’nost’. Smysl i printsipy kognitivnoj psikhologii. [Cognition and reality: The meaning and principles of cognitive psychology]. Moscow: Progress Publ., 232 p. (In Russian)
Pardilla-Delgado, E., Payne, J. D. (2017) The Deese-Roediger-McDermott (DRM) task: A simple cognitive paradigm to investigate false memories in the laboratory. Journal of Visualized Experiments, no. 119, article e54783. https://doi.org/10.3791/54793 (In English)
Pavlova, L. P. (2017) Dominanty deyatel’nogo mozga cheloveka. Sistemnyj psikhofiziologicheskij podkhod k analizu EEG [Dominants of the active human brain. Systemic psychophysiological approach to EEG analysis]. Saint Petersburg: Inform-Navigator Publ., 432 p. (In Russian)
Prokhorov, A. V. (2013) Nauchno-pedagogicheskoe predstavlenie o cheloveke i ego samorazvitii v kontekste idej K. D. Ushinskogo [Educational research concering the man and his selfdevelopment in the context of ideas of K. D. Ushinsky]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, no. 3, pp. 59–63. (In Russian)
Radosavljevich, P. R. (1911) Pedagogy as a Science. The Pedagogical Seminary, vol. 18, no. 4, pp. 551–558. https://doi.org/10.1080/08919402.1911.10532801 (In English)
Radulescu, E., Nagai, Y., Critchley, H. (2015) Mental effort: Brain and autonomic correlates in health and disease. In: G. H. E. Gendolla, M. Tops, S. L. Koole (eds.). Handbook of biobehavioral approaches to self-regulation. New York: Springer Publ., pp. 237–253. https://doi.org/10.1007/978-1-4939-1236-0_16 (In English)
Shaternikov, M. N. (1926) Sechenov, Ivan Mikhaylovich. [Sechenov, Ivan Mikhailovich]. In: Entsiklopedicheskij slovar’ Russkogo bibliograficheskogo instituta “Granat”. T. 41: Ch. VI: Severno-Amerikanskie Soedinennye Shtaty–Tampa [Encyclopaedic dictionary of the Russian Bibliographic Institute “Granat”. Vol. 41. Pt. 6: North American United States–Tampa]. 7th ed. Moscow: Russian Bibliographic Institute Granat Publ., pp. 609–612 (In Russian)
Ukhtomskij, A. A. (2002) Dominanta [Dominant]. Saint Petersburg: Piter Publ., 448 p. (In Russian)
Ushinskij, K. D. (1950a) Sobranie sochinenij: v 11 t. T. 8: Chelovek kak predmet vospitaniya: opyt pedagogicheskoj antropologii. Ch. 1 [Сomposition of writings in 11 volumes. Vol 8: Man as a subject of education: The experience of pedagogical anthropology. Pt. 1]. Moscow; Leningrad: Academy of Pedagogical Sciences of RSFSR Publ., 776 p. (In Russian)
Ushinskij, K. D. (1950b) Sobranie sochinenij: v 11 t. T. 8: Chelovek kak predmet vospitaniya: opyt pedagogicheskoj antropologii. Ch. 2 [Сomposition of writings in 11 volumes. Vol 8: Man as a subject of education: the experience of pedagogical anthropology. Pt. 2]. Moscow; Leningrad: Academy of Pedagogical Sciences of RSFSR Publ., 628 p. (In Russian)
Volz, K., Stark, R., Vaitl, D., Ambach, W. (2019) Event-related potentials differ between true and false memories in the misinformation paradigm. International Journal of Psychophysiology, vol. 135, pp. 95–105. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.12.002 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Дмитрий Николаевич Берлов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.