Обзор совместных исследований детской речи (Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН и РГПУ им. А. И. Герцена)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-1270-2022-3-2-169-184

Ключевые слова:

онтолингвистика, фонд детской речи, цифровой архив детской речи, инофоны, билингвизм, МакАртуровский опросник

Аннотация

В статье содержится обзор работ, проведенных в лаборатории психофизиологии речи и лаборатории информационных технологий и математического моделирования Института физиологии им. И. П. Павлова РАН совместно с кафедрами РГПУ им. А. И. Герцена в период с 1991 г. по сегодняшний день. Основное направление совместных исследований — изучение освоения русской речи детьми — носителями русского языка, детьми-билингвами и детьми-инофонами. В 1994 г. была выпущена первая в России книга «Речь русского ребенка. Звучащая хрестоматия», к которой прилагалась кассета с записью звукового материала; в 2004 г. выпущен DVD-диск с результатами лонгитюдного наблюдения «Влада от 3 мес. до 3 лет». Все материалы записей речи детей вошли в Фонд данных детской речи и используются в современных исследованиях детской речи. В статье представлены работы, посвященные анализу речи детей в различных ситуациях речевого общения. В период 2012–2014 гг. совместно разрабатывались компьютерные программы для обучения русскому языку детей-инофонов и сурдопедагогики «Учись слушать» и «Аудиовизуальный глоссарий». C 2003 г. проводились работы по адаптации МакАртуровского опросника к русскоязычной среде, в 2021 г. вышло третье издание русской версии опросника. На протяжении всех лет сотрудники активно участвовали в международных конференциях «Проблемы онтолингвистики», организуемых в РГПУ им. А. И. Герцена.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Белова, Н. Ю., Ермакова, А. Г., Огородникова, Е. А. и др. (2013) Использование компьютерного тренажера «Учись слушать» для развития слухоречевого восприятия детей с нарушениями слуха и речи в условиях образовательного учреждения. Российская оториноларингология, № 3 (64), с. 15–23.

Галкина, Е. В. (2021) Выражение причинно-следственной связи в ранних высказываниях русскоязычных детей о явлениях физического мира. Acta Linguistica Petropolitana, т. 17, № 2, с. 38–72. https://www.doi.org/10.30842/alp230657371723872

Галкина, Е. В., Краснощекова, С. В. (2019) Особенности освоения грамматических категорий русского языка (род, число, падеж) детьми в норме, в ситуации двуязычия, с диагнозом ОНР и ДЦП. В кн.: Ранняя помощь детям и их семьям. Вопросы сопровождения в образовательном процессе. СПб.: ЛЕМА, с. 72–76.

Галкина, Е. В., Уржумова, Н. Н. (2015) Особенности употребления имен существительных детьми-билингвами в ситуации русско-нидерландского двуязычия. В кн.: Проблемы онтолингвистики — 2014: двуязычие. Материалы международной научной конференции. СПб.: Златоуст, с. 23–29.

Елисеева, М. Б. (2008) Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 172 с.

Елисеева, М. Б., Вершинина, Е. А. (2007) МакАртуровский опросник как источник сведений о речевом развитии ребенка. Логопед, № 6, с. 72–76.

Елисеева, М. Б., Вершинина, Е. А. (2009) Некоторые нормативы речевого развития детей от 18 до 36 месяцев (по материалам МакАртуровского опросника). В кн.: Проблемы онтолингвистики — 2009. Материалы международной конференции. СПб.: Златоуст, с. 22–29.

Елисеева, М. Б., Вершинина, Е. А., Рыскина, В. Л. (2021) МакАртуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. 3-е изд. Иваново: Листос, 80 с.

Казаковская, В. В. (1999) Вопросно-ответные комплексы в диалоге «взрослый — ребенок» (по материалам фонохрестоматии «Речь русского ребенка»). В кн.: Речевая деятельность в норме и патологии: материалы межотраслевой научно-методической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 31–35.

Казаковская, В. В. (2006) Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый — ребенок». СПб.: Наука, 456 с.

Книпшильд, М. (1988) Краткое руководство к системе SAP/SONA. В кн.: Бюллетень фонетического фонда русского языка. Т. 1. Л.; Бохум: Ruhr-Univ Bochum Publ., с. 57–66.

Королева, И. В., Огородникова, Е. А., Пак С. П. (2013) Методические подходы к оценке динамики развития процессов слухоречевого восприятия у детей с кохлеарными имплантами. Российская оториноларингология, № 3 (64), с. 75–84.

Краснощекова, С. В., Галкина, Е. В. (2020) История русского языка для иностранцев: конспект лекций. СПб.: ЛЕМА, 179 с.

Кузьмина, Т. В., Огородникова, Е. А., Столярова, Э. И. и др. (2012) К вопросу об использовании комплекса специализированных программ при обучении инофонов русскому языку. В кн.: Проблемы онтолингвистики — 2012. Материалы международной научной конференции. СПб.: Златоуст, с. 605–609.

Кузьмина, Т. В., Огородникова, Е. А., Пак, С. П. и др. (2014) К вопросу о роли визуальных стимулов в формировании русского словаря у детей-инофонов. В кн.: Проблемы онтолингвистики — 2014: двуязычие. Материалы международной научной конференции. СПб.: Златоуст, с. 113–119.

Кузьмина, Т. В. Столярова, Э. И., Цейтлин, С. Н. (1994a) Речь русского ребенка (первый опыт создания звучащей хрестоматии). В кн.: Проблемы детской речи: Материалы межвузовской конференции. СПб.: Образование, с. 69–70.

Кузьмина, Т. В., Столярова, Э. И., Цейтлин, С. Н. (1994b) Речь русского ребенка. Звучащая хрестоматия. СПб.: Бохум, 125 с.

Люблинская, В. В, Столярова, Э. И., Корнев, А. Н. (2004) Сравнительный анализ экспериментальных процедур организации интерактивного диалога между детьми. В кн.: Детская речь как предмет лингвистического исследования: материалы Международной научной конференции. СПб.: Наука, с. 34–36.

Люблинская, В. В., Огородникова, Е. А., Королева, И. В. и др. (2009) Опыт использования компьютера при исследовании и тренировке слухоречевого восприятия у пациентов после кохлеарной имплантации. Речевые технологии, № 1, с. 43–53.

Ляксо, Е. Е., Столярова, Э. И. (2008) Специфика реализации речевых навыков 4–5-летних детей в диалоге со взрослым. Психологический журнал, т. 29, № 3, с. 48–57.

Огородникова, Е. А., Октябрьский, В. П., Пак, С. П. и др. (2014) Использование программных средств для обучения слабослышащих и инофонов. Сенсорные системы, т. 28, № 4, с. 22–30.

Огородникова, Е. А., Столярова, Э. И., Балякова, А. А. и др. (2012) Адаптация методик тренинга слухоречевой функции к задачам освоения русского языка инофонами. В кн.: Шестой междисциплинарный семинар «Анализ разговорной русской речи» (АР3–2012). СПб.: СПИИРАН-СПбГУ, с. 69–73.

Столярова, Э. И. (2001) Опыт лонгитюдного наблюдения за речевым развитием детей до трех лет. В кн.: Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего cеминара по онтолингвистике. Вып. 2. СПб.: Союз, с. 212–217.

Столярова, Э. И. (2018) Особенности диалога с детьми раннего возраста с синдромом Дауна. В кн.: Проблемы онтолингвистики-2018. Материалы ежегодной международной научной конференции. Иваново: ЛИСТОС, с. 286–291.

Столярова, Э. И., Белова, Н. Ю. (2019) Особенности слухоречевой функции у школьников 5–9 классов с речевыми нарушениями. В кн.: Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия. Материалы ежегодной международной научной конференции. Иваново: ЛИСТОС, с. 554–560.

Столярова, Э. И., Белова, Н. Ю., Солнушкин, С. Д. и др. (2022) Программный комплекс для коррекционной работы и тестирования детей со слухоречевыми нарушениями. Психолого-педагогические исследования, т. 14, № 1, с. 77–94. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140106

Столярова, Э. И., Жуков, С. Я., Люблинская, В. В. и др. (1998) Цифровой архив образцов детской речи. В кн.: Проблемы детской речи. Доклады Всероссийской научной конференции. Череповец: ЧГУ, с. 79–81.

Столярова, Э. И., Охарева, Н. Г. (2005) Проведение лонгитюдного наблюдения за речевым развитием детей раннего возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 20 с.

Столярова, Э. И., Охарева, Н. Г., Ляксо, Е. Е. (2008) Сравнительный анализ коммуникативно-речевого взаимодействия детей 4–5 лет в диалогах со сверстниками и взрослыми собеседниками. В кн.: Проблемы онтолингвистики-2018. Материалы ежегодной международной научной конференции. Иваново: ЛИСТОС, с. 164–166.

Столярова, Э. И., Шамро, Е. В. (2018) Формирование двигательных и коммуникативных навыков детей раннего возраста с синдромом Дауна. СПб.: ЛЕМА, 101 с.

Столярова, Э. И., Ягунова, Е. В. (2000) Языковое творчество детей раннего возраста. В кн.: Материалы Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 143–144.

Чернова, Е. И., Люблинская, В. В., Охарева, Н. Г. (2001) Сегментный анализ речи детей в диалогах со взрослыми. В кн.: Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего cеминара по онтолингвистике. Вып. 2. СПб.: Союз, с. 201–211.

Цейтлин, С. Н. (2000) Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 239 с.

Ягунова, Е. В., Казаковская, В. В., Чернова, Е. И. (1998) Синтагматическая организация звучащего детского текста. В кн.: Проблемы детской речи. Доклады Всероссийской научной конференции. Череповец: ЧГУ, с. 99–102.

Ягунова, Е. В., Чернова, Е. И., Казаковская, В. В. (1999) Просодические корреляты синтагматической организации звучащего детского текста. В кн.: Речевая деятельность в норме и патологии. Материалы межотраслевой научно-методической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 49–53.

Gagarina, N., Fichman, S., Galkina, E. et al. (2021) How oral texts are organized in monolingual and heritage Russian: Evidence from six countries. In: S. Armon-Lotem, K. K. Grohmann (eds.). Language impairment in multilingual settings: LITMUS in action across Europe. Amsterdam: John Benjamins Publ., pp. 48–75. http://dx.doi.org/10.1075/tilar.29.02gag

Knipschild, M., Sappok, Ch. (1991) Akustische Zeichenverarbeitung durch SONA und VERSTEU. In: Fortschritte der Akustik-DAGA. Bad Honnet: DGP-GmbH Publ., pp. 1045–1048.

Ogorodnikova, E. A., Koroleva, I. V., Lyublinskaya, V. V et al. (2009) Computer in rehabilitation of patients with cochlear implants. In: Proceedings of 13th International Conference “Speech and Computer—SPECOM’2009”. Saint Petersburg: SPIIRAS Publ., pp. 483–486.

REFERENCES

Belova, N. Yu., Ermakova, A. G., Ogorodnikova, E. A. et al. (2013) Ispol’zovanie komp’yuternogo trenazhera “Uchis’ slushat’ ” dlya razvitiya slukhorechevogo vospriyatiya detej s narusheniyami slukha i rechi v usloviyakh obrazovatel’nogo uchrezhdeniya [Using of a computer-based training simulator “Learn to listen” for the development of auditory perception of children with hearing and speech disorders in education set]. Rossijskaya otorinolaringologiya — Russian Otorhinolaryngology, no. 3 (64), pp. 15–23. (In Russian)

Chernova, E. I., Lyublinskaya, V. V., Okhareva N. G. (2001) Segmentnyj analiz rechi detej v dialogakh so vzroslymi [Segment analysis of children’s speech in dialogue with adults]. In: Rebenok kak partner v dialoge: Trudy postoyanno dejstvuyushchego ceminara po ontolingvistike. Vyp. 2 [Child as a partner in dialogue: Proceedings of a permanent seminar on ontolinguistics. Iss. 2]. Saint Petersburg: Soyuz Publ., pp. 201–211. (In Russian)

Gagarina, N., Fichman, S., Galkina, E. et al. (2021) How oral texts are organized in monolingual and heritage Russian: Evidence from six countries. In: S. Armon-Lotem, K. K. Grohmann (eds.). Language impairment in multilingual settings: LITMUS in action across Europe. Amsterdam: John Benjamins Publ., pp. 48–75. http://dx.doi.org/10.1075/tilar.29.02gag (In English)

Galkina, E. V. (2021) Vyrazhenie prichinno-sledstvennoj svyazi v rannikh vyskazyvaniyakh russkoyazychnykh detej o yavlenijakh fizicheskogo mira [The linguistic expression of causal relationships in early statements by Russian-speaking children about things and physical phenomena]. Acta Linguistica Petropolitana, vol. 17, no. 2, pp. 38–72. https://www.doi.org/10.30842/alp230657371723872 (In Russian)

Galkina, E. V., Krasnoshchekova, S. V. (2019) Osobennosti osvoeniya grammaticheskikh kategorij russkogo yazyka (rod, chislo, padezh) det’mi v norme, v situatsii dvuyazychiya, s diagnozom ONR i DTSP [Features of the development of grammatical categories of the Russian language (genus, number, case) by children are normal, in a situation of bilingualism, with a diagnosis of general underdevelopment of speech and cerebral palsy]. In: Rannyaya pomoshch’ detyam i ikh sem’yam. Voprosy soprovozhdeniya v obrazovatel’nom protsesse [Early assistance to children and their families. Issues of support in the educational process]. Saint Petersburg: LEMA Publ., pp. 72–76. (In Russian)

Galkina, E. V., Urzhumova, N. N. (2015) Osobennosti upotrebleniya imen sushchestvitel’nykh det’mi-bilingvami v situatsii russko-niderlandskogo dvuyazychiya [Specific usage of nouns by bilingual children in a Russian-Dutch bilingual situation]. In: Problemy ontolingvistiki—2014: dvuyazychie. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Problems of Ontolinguistics—2014: Bilingualism. Proceedings of the International Scientific Conference]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ., pp. 23–29. (In Russian)

Eliseeva, M. B. (2008) Foneticheskoe i leksicheskoe razvitie rebenka rannego vozrasta [Phonetic and lexical development of a young child]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., 172 p. (In Russian)

Eliseeva, M. B., Vershinina, E. A. (2007) MakArturovskij oprosnik kak istochnik svedenij o rechevom razvitii rebenka [MacArthur Questionnaire as a source of information about the speech development of the child]. Logoped, no. 6, pp. 72–76. (In Russian)

Eliseeva, M. B., Vershinina, E. A. (2009) Nekotorye normativy rechevogo razvitiya detej ot 18 do 36 mesyatsev (po materialam MakArturovskogo oprosnika) [Some norms of language development of children from 18 to 36 months (according to the materials of the MacArtur questionnaire)]. In: Problemy ontolingvistiki–2009. Materialy mezhdunarodnoj konferentsii [Problems of Ontolinguistics–2009. International Conference Proceedings]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ., pp. 22–29. (In Russian)

Eliseeva, M. B., Vershinina, E. A., Ryskina, V. L. (2021) MakArturovskij oprosnik: russkaya versiya. Otsenka rechevogo i kommunikativnogo razvitiya detej rannego vozrasta. Normy razvitiya. Obraztsy analiza. Kommentarii [MacArthur questionnaire: Russian version. Evaluation of early childhood speech and communication development. Development norms. Analysis samples. Comments]. 3rd ed. Ivanovo: Listos Publ., 80 p. (In Russian)

Kazakovskaya, V. V. (1999) Voprosno-otvetnye kompleksy v dialoge “vzroslyj-rebenok” (po materialam fonokhrestomatii “Rech’ russkogo rebenka”) [Question-response complexes in the adult-child dialogue (based on the materials of the phonochrestomy “Speech of the Russian Child”)]. In: Rechevaya deyatel’nost’ v norme i patologii. Materialy mezhotraslevoj nauchno-metodicheskoj konferentsii [Speech activity in normal and pathology. Proceedings of the Intersectoral scientific and methodological conference]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 31–35. (In Russian)

Kazakovskaya, V. V. (2006) Voprosno-otvetnye edinstva v dialoge “vzroslyj—rebenok” [Question-and-answer unities in adult-child dialogue]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 456 p. (In Russian)

Knipshild, M. (1988) Kratkoe rukovodstvo k sisteme SAP/SONA [SAP/SONA Quick Start Guide]. In: Byulleten’ foneticheskogo fonda russkogo yazyka [Bulletin of the phonetic fund of the Russian language]. Vol. 1. Leningrad; Bokhum: Ruhr-Univ Bochum Publ., pp. 59–66. (In Russian)

Knipschild, M., Sappok, Ch. (1991) Akustische Zeichenverarbeitung durch SONA und VERSTEU [Acoustic character processing by SONA and VERSTEU]. In: Fortschritte der Akustik-DAGA [Progress of the acoustic DAGA]. Bad Honnet: DGP-GmbH Publ., pp. 1045–1048. (In German)

Koroleva, I. V., Ogorodnikova, E. A., Pak, S. P. et al. (2013) Metodicheskie podkhody k otsenke dinamiki razvitiya protsessov slukhorechevogo vospriyatiya u detei s kokhlearnimi implantami [Methodological approaches to assessing the dynamics of the development of processes of auditory perception in children with cochlear implants]. Rossiiskaya otorinolaringologiya — Russian Otorhinolaryngology, no. 3 (64), pp. 75–84. (In Russian)

Krasnoshchekova, S. V., Galkina, E. V. (2020) Istoriya russkogo yazyka dlya inostrantsev: konspekt lektsij [History of the Russian language for foreigners: Lecture summary]. Saint Petersburg: LEMA Publ., 179 p. (In Russian)

Kuz’mina, T. V., Ogorodnikova, E. A., Stolyarova, E. I. et al. (2012) K voprosu ob ispol’zovanii kompleksa spetsializirovannykh programm pri obuchenii inofonov russkomu yazyku [On the issue of using a set of specialized programs when teaching inophones in the Russian language]. In: Problemy ontolingvistiki—2012. Materialy. mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Problems of Ontolinguistics—2012. Materials of the International Scientific Conference]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ., pp. 605–609. (In Russian)

Kuz’mina, T. V., Ogorodnikova, E. A., Pak, S. P. et al. (2014) K voprosu o roli vizual’nykh stimulov v formirovanii russkogo slovarya u detej-inofonov [To the question of the role of visual stimuli in the formation of the Russian dictionary in children-inophones]. In: Problemy ontolingvistiki–2014: dvuyazychie. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Problems of Ontolinguistics—2014: Bilingualism. Proceedings of the International Scientific Conference]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ., pp. 113–119. (In Russian)

Kuz’mina, T. V. Stolyarova, E. I., Tsejtlin, S. N. (1994a) Rech’ russkogo rebenka (pervyj opyt sozdanyja zvuchashchej khrestomatii) [The speech of a Russian child (the first experience of creating a sounding textbook)]. In: Problemy detskoj rechi: Materialy Rossijskoj mezhvuzovskoj konferentsii [Problems of Children’s Speech: Proceedings of the Russian Intercollegiate Conference]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., pp. 69–70. (In Russian)

Kuz’mina, T. V., Stolyarova, E. I., Tsejtlin, S. N. (1994b) Rech’ russkogo rebenka. Zvuchashchaya khrestomatiya [Speech of a Russian child. Sounding Textbook]. Saint Petersburg: Bokhum Publ., 125 p. (In Russian)

Lyakso, E. E., Stolyarova, E. I. (2008) Spetsifika realizatsii rechevykh navykov 4–5-letnikh detej v dialoge so vzroslym [The characteristics of 4–5 years olds speech skills manifestation in dialogues with adult]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 29, no. 3, pp. 48–57. (In Russian)

Lyublinskaya, V. V., Ogorodnikova, E. A., Koroleva, I. V. et al. (2009) Opyt ispol’zovaniya komp’yutera pri issledovanii i trenirovke slukhorechevogo vospriyatiya u patsientov posle kokhlearnoj implantatsii [Experience of using a computer in the study and training of auditory perception in patients after cochlear implantation]. Rechevye tekhnologii — Speech Technology, no. 1, pp. 43–53. (In Russian)

Lyublinskaya, V. V, Stolyarova, E. I., Kornev, A. N. (2004) Sravnitel’nyj analiz eksperimental’nykh protsedur organizatsii interaktivnogo dialoga mezhdu det’mi [Comparative analysis of experimental procedures for organizing interactive dialogue between children]. In: Detskaya rech’ kak predmet lingvisticheskogo issledovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Child language as the object of linguistic researches: Proceedings of the International scientific conference]. Saint Petersburg: Nauka Publ., pp. 34–36. (In Russian)

Ogorodnikova, E. A., Koroleva, I. V., Lyublinskaya, V. V et al. (2009) Computer in rehabilitation of patients with cochlear implants. In: Proceedings of 13th International Conference “Speech and Computer—SPECOM’2009”. Saint Petersburg: SPIIRAS Publ., pp. 483–486. (In English)

Ogorodnikova, E. A., Oktyabrsky, V. P., Pak, S. P. et al. (2014) Ispol’zovanie programmnykh sredstv dlya obucheniya slaboslyshashchikh i inofonov [Assistance software units for subjects with impaired hearing and non-native speakers of Russian education]. Sensornye sistemy — Sensory Systems, vol. 28, no. 4, pp. 22–30. (In Russian)

Ogorodnikova, E. A., Stolyarova, E. I., Balyakova, A. A. et al. (2012) Adaptatsiya metodik treninga sluhorechevoj funktsii k zadacham osvoeniya russkogo yazyka inofonami [Adaptation of training methods for auditory speech function to the tasks of mastering the Russian language by inophones]. In: Shestoj mezhdistsiplinarnyj seminar “Analiz razgovornoj russkoj rechi” (AR3—2012) [Sixth interdisciplinary seminar “Analysis of colloquial Russian speech” (AR3–2012)]. Saint Petersburg: SPIIRAN-SPbGU Publ., pp. 69–73. (In Russian)

Stolyarova, E. I. (2001) Opyt longityudnogo nablyudeniya za rechevym razvitiem detej do trekh let [Experience of longitudinal observation of speech development of children under three years of age]. In: Rebenok kak partner v dialoge: Trudy postoyanno dejstvuyushchego ceminara po ontolingvistike. Vyp. 2 [Child as a partner in dialogue: Proceedings of a permanent seminar on ontolinguistics. Iss. 2]. Saint Petersburg: Soyuz Publ., pp. 212–217. (In Russian)

Stolyarova, E. I. (2018) Osobennosti dialoga s det’mi rannego vozrasta s sindromom Dauna [Features of dialogue with young children with Down syndrome]. In: Problemy ontolingvistiki-2018. Materialy ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Problems of Ontolinguistics-2018. Proceedings of the Annual International Scientific Conference]. Ivanovo: LISTOS Publ., pp. 286–291. (In Russian)

Stolyarova, E. I., Belova, N. Yu. (2019) Osobennosti slukhorechevoj funktsii u shkol’nikov 5–9 klassov s rechevymi narusheniyami [Features of auditory speech function in schoolchildren in grades 5–9 with speech disorders]. In: Sovremennaya ontolingvistika: problemy, metody, otkrytiya. Materialy ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Modern ontolinguistics: Problems, methods, discoveries. Proceedings of the International Conference]. Ivanovo: LISTOS Publ., pp. 554–560. (In Russian)

Stolyarova, E. I., Belova, N. Yu., Solnushkin, S. D. et al. (2022) Programmnyj kompleks dlya korrektsionnoj raboty i testirovaniya detej so slukhorechevymi narusheniyami [Software package for special teaching and testing of children with hearing and speech impairments]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya — Psychological- Educational Studies, vol. 14, no. 1, pp. 77–94. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140106 (In Russian)

Stolyarova, E. I., Okhareva, N. G. (2005) Provedenie longityudnogo nablyudeniya za rechevym razvitiem detej rannego vozrasta [Longitudinal monitoring of early childhood speech development]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., 20 p. (In Russian)

Stolyarova, E. I., Okhareva, N. G., Lyakso, E. E. (2008) Sravnitel’nyj analiz kommunikativno-rechevogo vzaimodejstviya detej 4–5 let v dialogakh so sverstnikami i vzroslymi sobesednikami [Comparative analysis of communication-speech interaction of children 4–5 years old in dialogues with peers and adult interlocutors]. In: Problemy ontolingvistiki-2018. Materialy ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Problems of Ontolinguistics-2018. Proceedings of the Annual International Scientific Conference]. Ivanovo: LISTOS Publ., pp. 164–166. (In Russian)

Stolyarova, E. I., Shamro, E. V. (2018) Formirovanie dvigatel’nykh i kommunikativnykh navykov detej rannego vozrasta s sindromom Dauna [Formation of motor and communication skills of young children with Down syndrome]. Saint Petersburg: LEMA Publ., 101 p. (In Russian)

Stolyarova, E. I., Yagunova, E. V. (2000) Yazykovoe tvorchestvo detej rannego vozrasta [Language creativity of young children]. In: Materialy mezhdunarodnoj konferentsii “Rebenok v sovremennom mire. Detstvo i tvorchestvo” [Proceedings of the international conference “Child in the modern world. Childhood and creativity”]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 143–144. (In Russian)

Stolyarova, E. I., Zhukov, S. Ya., Lyublinskaya, V. V. et al. (1998) Tsifrovoj arkhiv obraztsov detskoj rechi [Digital archive of samples of children’s speech]. In: Problemy detskoj rechi. Doklady Vserossijskoj nauchnoj konferentsii [Problems of children’s speech. Reports of the All-Russian Scientific Conference]. Cherepovets: Cherepovets State University Publ., pp. 79–81. (In Russian)

Tsejtlin, S. N. (2000) Yazyk i rebenok. Lingvistika detskoj rechi [Language and child. Linguistics of children’s speech]. Moscow: VLADOS Publ., 239 p. (In Russian)

Yagunova, E. V., Kazakovskaya, V. V., Chernova, E. I. (1998) Sintagmaticheskaya organizatsiya zvuchashchego detskogo teksta [Syntagmatic organization of the sounding children’s text]. In: Problemy detskoj rechi. Doklady Vserossijskoj nauchnoj konferentsii [Problems of children’s speech. Reports of the All-Russian Scientific Conference]. Cherepovets: Cherepovets State University Publ., pp. 99–102. (In Russian)

Yagunova, E. V., Chernova, E. I., Kazakovskaya, V. V. (1999) Prosodicheskie korrelyaty sintagmaticheskoj organizatsii zvuchashchego detskogo teksta [Prosodic correlates of syntagmatic organization of the sounding children’s text]. In: Rechevaya dejatel’nost’ v norme i patologii. Materialy mezhotraslevoj nauchno-metodicheskoj konferentsii [Speech activity is normal and pathological. Proceedingss of the Inter-sectoral scientific and methodological conference]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 49–53. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.08.2022

Выпуск

Раздел

Обзоры